Под знаком памяти

11 ноября 2012 года в воронежском кинотеатре «Пролетарий» состоялось открытие памятной доски видному киноведу, одному из зачинателей российского медиаобразования, автору замечательных книг по киноискусству и медиапедагогике, известному организатору киноклубного движения в нашей стране Сталю Никаноровичу Пензину (1932-2011). Человек энциклопедических знаний, Сталь Никанорович ставил задачи, которые сейчас обретают государственное звучание, в частности, в Министерстве культуры разрабатывается программа по организации показа в общеобразовательной школе 100 лучших фильмов.


Торжественный митинг открыл Ученый секретарь Совета ректоров вузов воронежской области доцент Владимир Листенгартен. На церемонии выступали Альбина Борисовна Смирнова – жена, постоянный редактор и соратник Сталя Пензина; профессор ВГУ Тамара Дьякова; руководитель киноклуба из Нововоронежа Игорь Кузеванов; профессор Юрий Полевой, известный воронежский политик и правозащитник Олег Берг; журналист Елена Рагозина; контент-менеджер сайта stalpenzin.ru Михаил Гуревич. Была представлена книга «Другой рядом с тобой» (Составитель В. Гааг).

В отделе краеведения областной библиотеки им. И. С. Никитина открылась книжно-иллюстративная выставка «Историк кино: 80 лет со дня рождения С. Н. Пензина». Воронежские СМИ – телевидение и газеты: «Коммуна», «Воронежский курьер», «Молодой коммунар», «Воронежская неделя», и другие откликнулись на юбилей публикациями воспоминаний об ученом, сыгравшем большую роль в культурной жизни города.

В 1973 году кандидат искусствоведения С.Н. Пензин основал в Воронежском госуниверситете киноклуб, который в 1975 году в полном составе влился в городской клуб «Друзья десятой музы», действующий в кинотеатре «Пролетарий» с 1965 года. (Один из первых киноклубов в СССР). С. Пензин стал научным руководителем этого клуба. Со своими единомышленниками привозил в город фильмы, которые в то время увидеть в нашей стране было немыслимо. Позже под его руководством были созданы киноклубы в Доме актера, в пединституте (ныне университет), в домах культуры воронежских предприятий. Он был президентом Воронежского киновидеоцентра им. В. М. Шукшина, входящего в Федерацию киноклубов РФ. Созданные им киноклубы, со временем превратись в уникальную воронежскую систему кинообразования. Любители становились ценителями и знатоками киноискусства, учились анализировать фильмы, видеть в кино не только сюжет, но и широкий спектр выразительных средств, работу монтажеров, художников, композиторов. Учились выбирать фильмы, ориентируясь на имя режиссера.

Сталь Никанорович умел вовлечь в дискуссию о фильме, он не навязывал свое мнение, а учил мыслить самостоятельно – в этом заключался один из талантов педагога, умеющего расшевелить зрителей, так выстраивая акценты, что не запомнить его идеи было невозможно.

«В те уже далекие семидесятые он нащупал на воронежской почве чуть ли не единственную возможность публичной трибуны, он открыл школу, где провозглашались ценности свободомыслия и прав человека. На фоне казённой идеологии, которую никто ни на йоту не воспринимал, но вынужден был поглощать на всяких собраниях и совещаниях в огромных количествах, сообщения, замечания и комментарии Сталя Никаноровича на занятиях киноклуба, сама его подборка фильмов и сами фильмы языком киноискусства смущали, приводили в замешательство, выводили из оцепенения, демонстрировали неожиданный взгляд на сущее и в конечном итоге освобождали человека», – пишет в «Воронежской неделе» Алексей Горбунов. – Несомненно то, что роль С. Н. Пензина в культурной жизни Воронежа, и вообще в жизни города, огромна. А ведь, несмотря на прижизненные статьи, грамоты, дипломы, а также посмертные публикации, роль эта оценена очень мало».

За пределами же Воронежа, напротив, идеи медиапедагога известны и творчески используются. С. Пензин работал в соавторстве с профессором Тверского университета Олегом Барановым. Вел дружескую переписку с профессорами Тамбовского госуниверситета В. Монастырским и Таганрогского госпединститута Александром Федоровым. Доцент Таганрогского госпединститута Елена Мурюкина ведет практическую работу со школьниками опираясь на труды С. Пензина. Его книги помогли Александру Люлюшину создать в Липецке клуб любителей авторского кино "Ностальгия". Ирина Кранк, руководившая в Ростове-на-Дону кинотеатром «Буревестник», во многом повторившем печальную судьбу воронежской «Юности», продолжает подвижническую деятельность, используя в своей работе методологические принципы С. Пензина.

Исправить досадный перекос в оценке личности ученого и педагога призвана, в частности, работа сайта stalpenzin.ru. Цель создания сайта – собрать, сохранить, систематизировать и представить в удобном для использования виде творческое наследие Сталя Никаноровича Пензина.
Л. Кепова,
зав. сектором художественной литературы библиотеки ВГПУ