Творческий человек

Очень признателен сотрудникам Зональной научной библиотеки ВГУ за предостав-ленную мне возможность написать для сборника, посвященного работам Сталя Никаноровича Пензина. Считаю себя вправе сделать это в силу следующих обстоя-тельств.

Знаю Сталя Никаноровича более 50 лет, вместе с ним учился в уни­верситете, участвовал в выпуске групповой и факультетской стенгазет, ко­торые во многом благодаря ему были широко известны в студенческой среде. Могу свидетельствовать, что его всегда отличали любовь к книге и языку, разносторонние культурные интересы, умение не просто выучивать заданный материал, а осваивать, глубоко вникать в научные знания.
Много лет общаюсь со С. Н. Пензиным в рабочей и внеслужебной обстановках и могу с полным основанием судить о том, как он всегда и всю­ду реализует свое жизненное призвание, умело приобщает других к тому, чем увлечен сам, не жалея для этого ни сил, ни времени. С ним всегда ин­тересно, к нему тянется молодежь.
Мне довелось читать, не скажу все, но большинство работ С. Н. Пензина и целый ряд из них представлять читателям, откликаться на них, наблюдать, какой резонанс они неизменно вызывали у читателей, если говорить о проблемах, которым они посвящены.
Не случайно в объемной монографии (более 700 страниц) профессо­ра А. В. Федорова «Медиаобразование: история, теория, методика» (Ростов, 2001) один из разделов так и называется «Медиаобразование по С. Н. Пензину», ибо Сталь Никанорович входит в число наиболее признан­ных лидеров движения кинообразования в России. Его идеи и практиче­ские подходы к проблемам приобщения молодежи к киноискусству, с од­ной стороны, показывают школьным и вузовским педагогам возможности и направления использования кино в воспитании и формировании эстетических вкусов и этических взглядов, рекомендуют программы, формы и методы работы, а с другой, - обращены непосредственно к молодым лю­дям, помогая им самим разобраться в сложных понятиях мира кино, нау­читься учиться основам киноискусства.

С. Н. Пензин - последовательный сторонник не только «эстетического подхода» в медиаобразовании, но и этического, что чрезвычайно актуаль­но в современных условиях. Он является одним из первых медиапедагогов, попытавшихся систематизировать и проанализировать опыт российских школ и. вузов, накопленный в области кинообразования и киновидеоклуб-ного движения, сумел в своей деятельности соединить теорию, методику и практику. Вот почему его курсы и занятия в видеоклубе пользуются такой популярностью, его книги и статьи вызывают интерес, привлекают к нему последователей, а теперь, как мы видим, и исследователей.

С. Н. Пензин активно работает в университете. Вот только два приме­ра этого.
Прямым откликом на рекомендации научно-практической конфе­ренции «Гуманитаризация образования», в которых содержался призыв к преподавателям расширить практику подготовки для студентов учебных курсов культурологической направленности и обеспечения их методиче­скими изданиями, стал выпуск в 2001 году учебного пособия С. Н. Пензина «Основы киноискусства» для студентов гуманитарных и естественных фа­культетов, слушающих названный курс. Оно призвано помочь в изучении и понимании теории и истории кинематографа, знакомит с ведущими мас­терами авторского кино России, Италии, Франции, Германии, Великобри­тании и других стран. И не просто позволяет узнать о них, но и научиться выбирать самим достойные произведения, определять свое активное зри­тельское отношение.

Автор знает и неравнодушно относится к делу, к которому стремится приобщить слушателя, читателей, зрителей (да, и зрителей, ибо ни одно из занятий не проходит без демонстрации фильмов или их фрагментов). Ос­новное внимание он уделяет раскрытию секретов искусства и внутреннего мира героев фильмов, и в этом главное образовательное и воспитательное значение учебного курса и пособия к нему.

В федеральную научную программу «Университеты России» на 2002-2003 гг. по разделу «Культурология» на конкурсной основе включена исследовательская тема С. Н. Пензина «Кинообразование как составная часть культурологической подготовки студентов», предусматривающая проведение серьезных теоретических изысканий, обобщение и анализ на­копленного опыта, практическую апробацию будущих рекомендаций. И это не просто заявка. Она имеет под собой прочную базу, позволяющую прогнозировать успех задуманного. Представляется, что биобиблиографическое пособие, посвященное Сталю Никаноровичу Пензину, будет полезно всем, кто интересуется и за­нимается актуальными в современных условиях вопросами медиаобразо-вания. Считаю, что после его выхода значительно расширятся контакты заинтересованных людей с автором и круг его читателей.

В заключение позволю себе небольшое лирическое отступление. Со­курсники С. Н. Пензина искренне убеждены, что им повезло с товарищем по замечательным годам учебы в университете, а самому юбиляру глав­ным подарком судьбы стало то, что с университетских лет с ним по жизни идет его жена и друг Альбина Борисовна Смирнова, тоже выпускница филфака, разделяющая его творческие устремления, поддерживающая, помогающая, вдохновляющая.


С. Листенгартен, 
кандидат исторических наук, доцент