С. Н. Пензин - реализованное призвание

Сталь Никанорович Пензин, по отзывам тех, с кем он учился на филологическом отделении историко-филологического факуль­тета Воронежского государственного университета в 50-е годы теперь уже прошлого века, всегда любил журналистику и кино. Он не расставался с фо­тоаппаратом, выступал летописцем жизни своей студенческой группы. На­пример, целая серия фотографий напоминает, как студенты на 3 курсе убира­ли картошку в селе Боево. Фотографии С. Н. Пензина оживляли факультет­скую стенгазету (кстати, он же был ее художником), он помещал заметки и фото в университетской многотиражке «За научные кадры». Сохранились номера полувековой давности. Не все они отражены в библиографии: фото­графии упоминать не принято. А жаль. Вот номер газеты «За научные кадры» от 17 сентября 1953 года со снимком «Группа студентов 1 курса историко-филологического факультета». Стоят парни и девушки, казалось бы, что тут особенного? А то, что снимок сделан на фоне «красного» корпуса на про­спекте, там, где сейчас библиотека. А тогда это был главный корпус ВГУ, что подтверждают гигантские буквы над окнами 4 этажа: «Воронежский госу­дарственный университет». Снимок стал документом истории.

Тогда же стали появляться и первые статьи Сталя Никаноровича в во­ронежской прессе. 1 марта 1952 года, ровно полвека назад, в «Коммуне» бы­ла опубликована его большая рецензия на спектакль по пьесе В. Розова «Ее друзья». Кстати, то был один из самых первых в стране откликов на старт никому тогда не известного автора, ставшего вскоре ведущим нашим драма­тургом. Рецензент нахваливал спектакль Воронежского дворца пионеров, по­ставленный А. И. Пальминым, который одновременно руководил и драмати­ческой студией ВГУ, но высказывал и критические замечания: «Менее удач­ны в пьесе образы взрослых. Когда смотришь спектакль, знакомишься с но­выми героями, то вдруг замечаешь, что ребята словно бы предоставлены самим себе. Они совершают много дел, подчас очень серьезных (например, придя на помощь к Людмиле), но делают это одни. Взрослые - воспитатели, учителя, родители - присутствуют в пьесе, но по большей части формально. Мало в пьесе сцен, посвященных школе. Автор словно боится, что школьная тема скучна, хотя сам же показывает в отдельных картинах поэзию учебы, овладевания знаниями. Несмотря на недостатки, спектакль поучителен в са­мом хорошем смысле этого слова. Он воспитывает детей, учит их выдержке, ответственности, строгой дисциплине. Но эта поучительность отнюдь не превращается в унылую назидательность».

На мой взгляд, здесь уже в С. Н. Пензине проклюнулся будущий педагог - еще одна грань его деятельности. Забегая вперед, скажу, что, отмечая вос­питательное воздействие спектакля, Сталь Никанорович предвосхищает те­матику и проблематику своих будущих книг: воспитание киноискусством. Через 2 года, осенью 1954 года филологи проходили педпрактику в 37-й школе. Учителем в классе был известный в Воронеже педагог Алексей Алек­сеевич Образцов. «Его уроки в восьмом классе по литературе, - вспоминает С. Н. Пензин, - высший пилотаж, и мы все старались не ударить в грязь ли­цом, выходя вместо него перед учениками». Уже на учебных уроках С. Н. Пензина-практиканта чувствовалось, что он любит и литературу, и своих питомцев.

Отец Сталя Никаноровича - Никанор Семенович Пензин был членом Союза художников СССР, участвовал в художественных выставках еще до войны. И, наверное, естественно, что и сын решил попробовать свои силы в графике. Учась в университете, сотрудничал с Воронежским книжным изда­тельством. Он оформил самую первую книгу рассказов Г. Троепольского. В дни каникул подрабатывал художником на многочисленных тогда летних киноплощадках, писал афиши. Именно художником-ретушером начал на пя­том курсе работать в окружной газете «Знамя Родины». Я упоминаю эту страницу биографии Сталя Никаноровича в связи с тем, что в некоторых его книгах он не только автор, но и художник.

После окончания ВГУ выпускники разъехались кто куда. Севернее всех - в Архангельске - очутился Сталь Никанорович. В далеком и холодном го­роде, страшась одиночества, он позвал к себе сокурсника А. Андреещева, ко­торый с легкой руки С. Пензина остался журналистом на всю жизнь. Так по­лучилось, что в газете Беломорского военного округа «Отважный воин» ока­залось сразу два филолога из Воронежа. Никаких основ журналистики они не изучали, но у них была военная кафедра, дважды ездили в военные лагеря, -все это молодым воронежцам в военной редакции очень даже пригодилось. Когда началось сокращение армии, Беломорский округ ликвидировался, а га­зета закрылась, С. Пензин перешел в ведомственный «Речник Севера», про­должая сотрудничать с «Правдой Севера», «Моряком Севера» и другими та­мошними изданиями. В тех северных публикациях отчетливо видна «раздво­енность» интересов нашего автора: окружающая жизнь (т. е. публицистика) и кино. Как видно в библиографии, 1956 год стал стартом для С. Н. Пензина-кинокритика. Конечно, он был тогда филологом, а не киноведом, поэтому наиболее удачные его рецензии 1956 года - «Два капитана», «Вольница» (по этой книге Ф. Гладкова у него была курсовая), т. е. разбор экранизаций.

Затем в датах публикаций С. Н. Пензина наступает довольно длитель­ный перерыв. В чем причина? Временно расстался с кино и журналистикой? Ни в коем случае. Скорее наоборот, - наступил самый активный, самый пло­дотворный период первого этапа его творчества. Дело здесь в другом: в на­чале 50-х годов родился совершенно новый вид СМИ - телевидение. С. Н. Пензин оказался у истоков нашего воронежского телевидения. Он началработать в нем, когда еще не было в центре города всем знакомой телевыш­ки, а в конце улицы Карла Маркса - здания телецентра. Но ведь волшебные «голубые огоньки» уже засветились в квартирах воронежцев (правда, очень редко). Москву тогда еще «не принимали». Что же было? Была экспериментальная студия завода «Электросигнал», где собирались первые в стране те­левизоры. Размещалась она в двух квартирах жилого дома на углу ул. Плехановской и проспекта Труда. Сталь Никанорович пришел туда из во­ронежского кинотехникума, где преподавал фотографию (кем только не ра­ботали филологи!) и одновременно руководил фото- и кинокружками. У него была узкопленочная кинокамера - абсолютная редкость для того времени: он стал снимать телесюжеты - впервые в воронежской студии на 16-мм пленке.Когда был сооружен профессиональный телецентр, он стал корреспондентом ТВ, объехал с камерой всю Воронежскую область.

В научной библиографии пока не принято фиксировать эфирную (ра­дио и ТВ) журналистику, ее произведения. Иначе данный сборник стал бы объемнее в несколько раз. Судите сами: С. Н. Пензин работал в «Воронежских новостях», ежедневно (кроме выходного) должен был выдавать «на гора» 2-3 репортажа. Плюс его часто посылали в командировки готовить сюжеты для других редакций - общественно-политической, детской, молодежной. Он го­товил самые первые в Воронеже телепередачи о кино - киновикторины, об­зоры новых фильмов, творческие портреты «звезд» и т. д.

Потом - аспирантура ВГИКа. Здесь С. Н. Пензин опять выступил перво­проходцем: защитил первую в стране диссертацию о телевизионном кино. Ее полное название «Некоторые проблемы теории и практики телевизионной пропаганды кино». «Практика» была к тому времени уже готова: диссертант опирался на опыт Воронежской и Центральной студий ТВ. А вот в теории пришлось начинать с нуля: он стал одним из основоположников (звучит громко, но это так) совершенно новой ветви науки - медиаобразования. Этой науке Сталь Никанорович и посвятил всю свою дальнейшую жизнь после окончания аспирантуры.

Новая его специальность вдруг неожиданно оказалась востребованной в родном университете. Дело в том, что в год окончания им аспирантуры (1967) по Центральному ТВ был показан гигантский документальный сериал «Летопись полувека». Целых 50 серий! И в ВГУ родилась идея использовать их при изучении студентами истории XX века. В министерстве высшего и среднего специального образования России эту идею поддержали, дали воз­можность приобрести телефильм и выделили для освоения этого богатства три ставки доцентов. Предстояла большая работа: на основе материалов «Ле­тописи полувека» подготовить учебные кинофрагменты, которые затем ти­ражировались бы киностудией «Вузфильм» для всех вузов страны. Вот для этой работы и требовался дипломированный специалист. Итоги поистине уникальной деятельности С. Н. Пензина совместно с другими преподавателя­ми ВГУ отражены в библиографии.

Тем временем С. Н. Пензин включился в педагогическую работу, подго­товил и начал преподавать спецкурс «Основы киноискусства» в пединститу­те, на журналистском отделении и историческом факультете ВГУ. Первая проблема, с которой он столкнулся, - отсутствие учебных и методических пособий. Тогда часть лекций С. Н. Пензина была издана в виде монографии «Кино как средство воспитания», а часть - в виде популярной киноазбуки «Кино от А до Я», которая печаталась в 1973-1974 гг. на страницах газеты«Молодой коммунар».

В 1975 году она вышла в издательстве ВГУ отдельной книгой. То было первое у нас в стране популярное издание по теории киноискусства такого рода. Статьи об основных понятиях в киноискусстве расположены в алфа­витном порядке. На букву «Д», к примеру, - статья «Друзья десятой музы». Так назывался воронежский городской киноклуб при кинотеатре «Пролета­рий», организованный Б. Свешниковым и Б. Кривенко в 1965 году. Киноклуб­ное движение - новая страница творческой биографии С. Н. Пензина.

В 1973 году он организовал киноклуб ВГУ. Сделать это в то время бы­ло нетрудно - актовый зал главного корпуса был филиалом кинотеатра «Спартак», - там регулярно демонстрировались фильмы. На базе этого сту­денческого кинотеатра и стал работать киноклуб, собравший вокруг себя студентов, которые хотели смотреть хорошее кино, спорить о нем. С. Н. Пензин сразу же сделал установку на то, чтобы киноклуб занимался про­свещением студентов в области экранного искусства, чтобы они знакомились с историей кино, его теорией, знали выдающихся мастеров отечественного и мирового кино. Студенческий киноклуб ВГУ с первых шагов стал средством эстетического воспитания молодежи, разновидностью факультатива, спец­курса, кинолектория. В нем была полная свобода в выборе фильмов (разуме­ется, из числа тех, что имелись в областной конторе кинопроката). Студенты сами выступали перед просмотром, потом спорили об увиденном. После то­го, как основное ядро киноклубников окончило университет, они стали по­сещать городской киноклуб, а Сталь Никанорович - руководить городским киноклубом «Друзей десятой музы». Киноклубная деятельность так или ина­че связана с печатной продукцией - клуб выпускал буклеты, абонементы-программы, афиши. Жалко, что этот вид публикаций в библиографии отра­жать не принято, а то бы киноклубная деятельность С. Н. Пензина была бы представлена в настоящем сборнике полно.

Около 20 лет С. Н. Пензин проработал в Воронежском институте ис­кусств. И этот факт не мог не оказать влияние на его научные интересы. Мо­нография «Кино в системе искусств: проблема автора и героя» исследует ис­токи кинематографа, его связи с другими искусствами, прежде всего с лите­ратурой, театром, а также с живописью, музыкой. В 70-80-е гг. Сталь Ника­норович является членом Совета по кинообразованию в школе и вузе при Союзе кинематографистов СССР и до недавнего времени он был единствен­ным членом Союза кинематографистов РФ в Воронеже. Его научные статьи начинают появляться в столичных журналах «Искусство кино», «Педагоги­ка», «Киномеханик», «Культурно-просветительная работа», «Специалист» и др. Он выступает с докладами по проблеме медиаобразования на междуна­родных конференциях в Алма-Ате, Киеве, Таллинне, Пензе, Петрозаводске, Туле. Его приглашают выступать с лекциями о киноискусстве в Липецк, Курск, Тамбов. В 1986 году в Москве выходит книга С. Н. Пензина «Уроки кино» - о воспитательном воздействии кинематографа, которая в следующем году была удостоена премии Союза кинематографистов СССР. Когда в конце 80-х гг. было создано Всесоюзное Общество друзей кино, С. Н. Пензин изби­рается в члены его правления.

Последние 20 лет Сталь Никанорович активно сотрудничает с воро­нежской прессой. Вначале он печатался в «Молодом коммунаре» и, как счи­тает сам автор, там появились лучшие его статьи. Среди причин этого он на­зывает внимательное, уважительное отношение к себе со стороны тогдашне­го редактора отдела культуры Елены Эдуардовны Кравченко, которая пре­доставила ему ничем не ограниченную свободу в изложении своих мыслей, позволила оставаться максимально искренним и правдивым. Потом его при­гласили сотрудничать в «Воронежский курьер», а в 90-е гг. зав. отделом культуры и науки В. В. Силин стал заказывать статьи для «Коммуны». С. Н. Пензин любит объединять статьи о кино в циклы, придумывая специаль­ные рубрики. Например, в «Молодом коммунаре» целый ряд его статей о ки­но прошел под рубрикой «Кино & видео», «Американское кинопутешест­вие», в «Воронежском курьере» - «Летопись киновека», «Киноглобус», «Ки­нозал». К жанру «чистой» рецензии на фильм он обращается редко, его больше привлекают обзорные, тематические или проблемные статьи. Ска­жем, новые фильмы о молодых, для молодых; фильмы о национальной не­терпимости; фильмы-экранизации.

Самый любимый его жанр, судя по всему, - творческий портрет. Чаще всего - это режиссер, неважно, классик или молодой. Есть у автора свои лю­бимые имена, к которым он вновь и вновь возвращается, даже если их твор­чество давно завершено: это А. Тарковский, К. Муратова, И. Бергман, Ф. Феллини, Ф. Трюффо, П. Уир, Р. -В. Фасбиндер, С. Эйзенштейн и др. Любит откликаться на памятные даты, рассказывать о кумирах, с которыми ему по­счастливилось встречаться, видеть на сцене. В 1999 году С. Н. Пензин проделал интересный эксперимент: почти год сотрудничал с «Антенной», пытаясь рассказывать о сложных явлениях в кино просто, доступно, в развлекатель­ной форме - вел там еженедельную рубрику «Век кино».

Отдельная тема у С. Н. Пензина - «Кино в Воронеже». Материалов, ей посвященных, не так уж и много, но они есть. Это рассказы о кинематогра­фистах-земляках (например, выпускник ВГУ, рано погибший кинорежиссер Александр Гришин, сценарист документального кино Леонид Гуревич), о фильмах, которые снимались на воронежской земле («Судьба человека» С. Бондарчука, «Золотой эшелон» с В. Шукшиным), о кинофестивалях в Во­ронеже, о воронежских киноклубах и кинотеатрах. Сюда же относится цикл статей в «Воронежском курьере» «Кино Андрея Платонова» в 1998 году, вышедших к 100-летнему юбилею нашего великого земляка отдельным изда­нием. Это его открытие в полном смысле слова. Им доказано, что А. Платонов был не только великий писатель, но и великий кинематографист, которому не дали возможности реализоваться. С. Н. Пензин обнародовал со­вершенно неизвестный ранее факт: один фильм по Платонову был поставлен еще в 1930 году. Это немая лента «Айна» - вольная экранизация рассказа «Песчаная учительница». Ее ремейк - знаменитый послевоенный фильм «Сельская учительница».

Тематика публицистических статей С. Н. Пензина обширна и всегда ак­туальна. Он относится к тем, кто занимает активную гражданскую позицию: видит недостатки и тут же берется за перо. К примеру, услышал, как один чиновник возмечтал «закрыть» проспект Революции для транспорта, тут же доказывает на страницах «Курьера», почему это делать нельзя. Его волнуют проблемы городского здравоохранения, образования, градостроительства, просто вежливости. С. Н. Пензин считает, что молодой мужчина не должен сидеть в городском транспорте, когда рядом стоит старушка или женщина сребенком. Самая болевая точка для него - экология, отношение воронежцев к «зеленому другу», к тем немногим участкам леса, что сохранились в черте города.

Во время встречи сокурсников, посвященной полувековому знакомст­ву, Сталь Никанорович выступил с предложением выпустить книгу о сокурс­никах. Сам он опубликовал статьи о Ю. Кульченко, В. Кириченко, В. Листенгартене, Д. Демине, А. Рябко, К. Николаеве и др. Каждая личность уникальна, каждый человек талантлив, необходимы лишь усилия, чтобы реа­лизовать свои возможности, - вот основной его тезис, с которым нельзя не согласиться. На примере одного выпуска филологов (1950-1955 гг. ) С. Н. Пензин показывает, что большинство людей его поколения «заветам юности верны». Все сокурсники преданно служат «его величеству» книге: работали преподавателями в школе и вузах, в издательствах, редакциях, сами писали и выпускали книги. В рассказах о товарищах у Сталя Никаноровича тот же принцип, что и в статьях-персоналиях о режиссерах и актерах: личная любовь, интерес и уважение к герою своего очерка.

Есть такой завет: «Учитель, воспитай ученика!» Сталь Никанорович это сделал. Еще одно сожаление по поводу того, что не принято в библио­графиях указывать хотя бы основные работы учеников автора, воспитанни­ков его школы. Впрочем, фамилии некоторых из них попали в тот раздел, где помещены отзывы на его труды. . Разумеется, киноклуб, равно как и факуль­тативы и видеолектории, не готовят киноведов, тем не менее часть питомцев С. Н. Пензина сохранили любовь к кино на всю жизнь, а для некоторых кино стало специальностью. Назову воронежских журналистов В. Быкова, Т. Быбу, Д. Громова, воронежского театроведа Л. Романову, москвичей: кинорежиссе­ра-документалиста Г. Евтушенко, зав. редакцией кино в журнале «Ом» В. Рутковского.Молодым выпускником ВГИКа познакомился с С. Н. Пензиным А. В. Федоров, ныне профессор, зав. кафедрой социокультурно­го развития личности Таганрогского государственного пединститута. Увлек­ся, судя по всему, многими взглядами Сталя Никаноровича, приезжал к нему перенимать опыт в Воронеж, выступил с рецензиями на его книги в журнал* «Искусство кино», «Киномеханик». Особое восхищение у него вызывает монография «Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы; «Здесь С. Н. Пензин, - пишет С. Федоров, - пожалуй, впервые столь полно российской педагогике проанализировал предмет, цели, задачи, принципы методы, программы кинообразования, дал подробную характеристику киноклубному движению».

С. Н. Пензин - новый тип педагога XX века, который, опираясь на достижения классической педагогической науки, берет на вооружение технику Он убежден, что кино - уникальный и надежный помощник учителя и воспитателя. Причем, всегда и везде: в учебе, в труде, на отдыхе. В качестве при мера «киномиссионерства» С. Н. Пензина сошлюсь на нашу многотиражк) «Воронежский университет» от 29 сентября 1970 г. Она «тематическая», с подзаголовком «Совхоз "Дружба". Район Новоусманский. Работают истори­ки и химики»: «Вот так и случилось в совхозе: был клуб - и нет клуба. Сго­рел или водой затопило, об этом второй год воспоминания по окрестным се­лам ходят. И вот приехали историки и химики из ВГУ. Днем работают на уборке картофеля отлично, а вот вечером скучновато .Тогда Сталь Ника­норович Пензин - на машину и в Воронеж. Приехал в лабораторию ТСО университета. Объяснил, в чем дело. В. И. Хлоповских взял с С. Н. Пензина расписку и вручил ему кинопроектор «Украина». Сталь Никанорович решил проводить микрокинофестивали. Первый был посвящен исторической тема­тике. Были показаны «Тени забытых предков» С. Параджанова, «Суворов» Пудовкина, «немая» кинолента «Поэт и царь». «Кино и молодежь» назывался второй фестиваль. Местные жители и студенты посмотрели фильмы «Зоя», «Павел Корчагин», «Тренер», «Мимо окон идут поезда». Перед каждым фильмом с небольшим вступительным словом выступает кандидат искусст­воведения С. Н. Пензин. Популярность студенческого кинотеатра огромна. Фильм «Я родом из детства» шел несколько дней. А клуб в совхозе пока ремонтируется. Сталь Никанорович показывает фильмы в школе».

Этой заметке 30 с лишним лет. Парадоксально, но С. Н. Пензин показы­вает фильмы и сегодня. «Зачем? Почему? - спрашивают его. - Ведь вы, ки­нокритик, должны лишь писать о кино, а демонстрацией занимаются люди других профессий». Сталь Никанорович считает, что зрители и, в первую очередь, молодежь не должны потреблять одно лишь развлекательное кино, которое заполнило экраны ТВ и редких кинотеатров. «Развлекаловке нужна альтернатива». Благодаря благотворительной деятельности кандидата юри­дических и экономических наук О. В. Берга, в Воронеже в 1997 году был ор­ганизован киновидеоцентр им. В. Шукшина. Его задача - кинообразование студентов, распространение среди них знаний о киноискусстве, популяриза­ция лучших произведений отечественного и мирового киноискусства. Но просвещать публику только с помощью рассказов о кино, это все равно, что пытаться словами передать музыку, - считает С. Н. Пензин. Вот он и помогает молодежи увидеть лучшие фильмы. Киновидеоцентр организует киновечера, просмотры видеофильмов в Доме актера, ВГУ, педагогическом университете. Своим опытом эстетического воспитания студентов с помощью кино в новых условиях С. Н. Пензин поделился в сообщениях на научных конференциях ВГУ «Актуальные проблемы гуманитаризации высшего образования» (2000), «Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления спе­циалиста» (2001, 2002). О преподавании спецкурса «Основы киноискусства» (по собственной программе) на факультетах филологическом и романо-германской филологии он рассказал в статье «Кинообразование в универси­тете» (Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Гумани­тарные науки. 2001. № 1). Как видим, педагогическая деятельность С. Н. Пензина успешно продолжается.

Итак, С. Н. Пензин предстает в данном сборнике, прежде всего, как вид­ный ученый в области новой отрасли педагогики - медиаобразования. Это его монографии, публикации в журналах и сборниках, статьи в периодиче­ской печати. Второе направление его деятельности - практическая педагоги­ка - представлена программами, методическими указаниями. С. Н. Пензин продолжает выступать на страницах воронежских газет как кинокритик. И, наконец, он еще и журналист, откликающийся на актуальные городские про­блемы. В связи с этим газетные публикации даны не только в хронологиче­ском порядке, но и распределены по рубрикам:
  • отечественное кино;
  • зарубежное кино;
  • медиаобразование;
  • кинофестивали;
  • публицистика.
Надо ли говорить, что данное распределение статей условно. Многие из них могут быть одновременно отнесены к двум, а то и к трем рубрикам.

Библиографический указатель, который представляется читателю, ко­нечно, подводит определенный итог многогранной и многоплановой дея­тельности С. Н. Пензина. Но он же - свидетельство не иссякающей творческой и гражданской активности автора, а, следовательно, в чем абсолютно можно быть уверенным, - преддверие новых интересных и значимых книг, статей, выступлений. В 2002 году научный проект С. Н. Пензина на конкурсной осно­ве включен в программу Министерства образования Российской Федерации «Университеты России», на столе у него новые рукописи, его еженедельно ждут в студенческих аудиториях.

А. А. Слинько,
доктор политических наук, профессор,
 заведующий кафедрой культурологии