Главное его качество — верность



Мне очень трудно вспоминать о Стале Никаноровиче Пензине, о Стале, потому что само понятие «вспоминать» по отношению к нему означает, что ты вроде бы смирился с мыслью о его уходе из жизни, с тем, что его больше нет. А свыкнуться с этой мыслью, смириться с этим никак не могу.
Мы были знакомы и тесно общались с 1950 года, больше шести десятилетий, практически до последнего дня его жизни. Помню его студентом, серьезно относящимся к учебе, вдумчивым, в отличие от многих из нас пытающимся не просто усвоить то, что нам преподавали, а критически осмыслить учебный материал.
Мы вместе выпускали стенную газету нашего курса «Комсомольское слово», которая скоро стала очень популярна на факультете и даже была отмечена в городе. Сталь прекрасно рисовал и фотографировал, и его рисунки, шаржи, фотографии делали каждый номер заметным, привлекали внимание читателей. Не случайно при распределении по окончании университета, когда большинство из нас получили путевки в школы, он был направлен на работу в газету и потом не прерывал связей с журналистикой. Правда, теперь уже не в качестве художника.
У нас была очень дружная группа. Как я теперь осознаю, все мы были очень разными, но нас объединяла любовь к литературе и русскому языку, которую мы могли реализовать в учебе, и общий доброжелательный настрой по отношению друг к другу, такое взаимное уважение и стремление видеть в товарище самое хорошее. Понимаю, что всем нам повезло. Характерная деталь: в день каждого экзамена никто из членов группы не уходил из университета, пока его не сдадут все.
Переживали за каждого, радовались успехам, огорчались неудачами, подбадривали, поддерживали. Сталь высоко ценил эту атмосферу студенческого содружества, много раз писал о сокурсниках в своих книгах и много сделал для того, чтобы наша связь не прерывалась долгие годы после окончания университета. Причем он настойчиво добивался, чтобы встречи сокурсников носили не просто бытовой, ностальгический характер, а всегда имели своей основой духовное, интеллектуальное взаимообогащение.
В нем рано определился интерес к киноискусству, интерес, который потом стал делом всей его жизни. При этом в Стале сочеталось глубокое, я бы сказал, энциклопедическое знание кино и деятельное отношение к нему. В С. Н. Пензине прекрасно и счастливо соединились исследователь и просветитель, педагог. К книгам С. Н. Пензина о кинопроизведениях разных стран и о деятелях кино, несомненно, будут обращаться долгие годы и специалисты-киноведы, и обычные читатели. А своей деятельной просветительской работой он сумел приобщить к искусству кино большое число молодежи, не одно поколение молодых зрителей. Ведь он был одним из пионеров киноклубного движения в стране и практически до конца своего жизненного пути бескорыстно вел занятия в киноклубах ВГУ, педагогического университета, Дома актера.
С. Пензин стоит в ряду основателей новой отрасли педагогики — медиаобразования. Он настойчиво ратовал за то, чтобы зритель (особенно юный и молодой) был целенаправленно подготовлен к восприятию лучших произведений киноискусства, чтобы в этом ему помогали в содружестве школьные и вузовские педагоги, киноведы и деятели кино, чтобы «учебный экран» органично включался в учебный и воспитательный процесс школы и вуза, придавал особое значение не только эстетическому, но и этическому образованию и воспитанию зрителей. Одна из глав обширной монографии профессора А. В. Федорова, посвященной медиаобразованию, совершенно справедливо так и называется «Медиаобразование по Пензину».
Помню, с какой самоотдачей работал Сталь Никанорович над тем, чтобы ввести в учебный процесс огромный материал к 50-летию Советской власти. Он стал одним из лидеров коллектива преподавателей ВГУ, на который министерством была возложена эта обязанность, потому что хорошо понимал важность порученного дела и, будучи специалистом-киноведом, знал, как его нужно сделать. С удовлетворением отмечаю, что опыт оказался удачным, и, надеюсь, он еще будет востребован.
Публикации С. Н. Пензина, посвященные теории и практике медиаобразования, достаточно точно отражают его взгляды и подходы, о которых он говорил и в частных беседах, и в публичных выступлениях перед коллегами. Уверен, что они еще долго будут нужны, будут находить новых последователей.
С активным участием С. Н. Пензина в Воронежском государственном университете много лет подряд проводился межвузовский смотр учебных экранных пособий «Учебный экран», сыгравший важную роль в деле создания в вузах учебных экранных пособий и повышения их качества. Вместе с С. Н. Титовым, В. П. Шмелевым и С. И. Черепинским он разработал тот научный критериальный подход к ним, который позволил самодеятельному творчеству отдельных преподавателей-энтузиастов придать необходимую научно-методическую основательность и обоснованность.
В апреле 2012 года в Воронеже уже в шестой раз прошел Международный фестиваль молодежного кино «Новый горизонт», организатором которого выступает профсоюзная организация Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. В течение ряда лет Сталь Никанорович был бессменным председателем его жюри, оказывал большую помощь организаторам, поддерживал участников, писал о них. По его инициативе Совет ректоров вузов Воронежской области принял специальное решение о поддержке фестиваля. И хотя VI фестиваль проходил уже без Сталя Никаноровича (жюри возглавляла его ученица, известный режиссер Г. М. Евтушенко), на нем одному из победителей был вручен диплом имени Сталя Никаноровича. Он будет присуждаться и на последующих фестивалях. Это ли не подтверждение того, что идеи и дела С. Н. Пензина продолжают свою жизнь?
И еще об одном новаторском (как теперь модно говорить — инновационном) начинании С. Н. Пензина, реализовывавшемся на моих глазах, считаю необходимым сказать. Сталь Никанорович выступил зачинателем актуального направления в научном и практическом краеведении — кинокраеведении. Начав с отдельных статей и выступлений, он написал уникальную книгу «Кино в Воронеже», над которой работал до последних дней жизни и посвятил ее 425-летию города. К величайшему сожалению, ее сигнальный экземпляр вышел в день смерти автора,  и он не успел подержать ее в руках. Но жители и гости получили прекрасный юбилейный подарок, что так хотел Сталь Никанорович.
 Можно привести большое число примеров активной гражданской позиции С. Н. Пензина. Ограничусь двумя: именно по его инициативе в нашем городе были установлены мемориальные доски великому русскому режиссеру, актеру и писателю В. М. Шукшину и директору библиотеки ВГУ С.П. Оникиенко, совершившей подвиг спасения книг в годы Великой Отечественной войны. Полагаю, что каждому, кто будет читать эти строки, понятно, что реализация названных инициатив потребовала от их автора и силы убеждения, и настойчивости, и организаторских усилий.
За пределами моих воспоминаний остался целый ряд сюжетов биографии С. Н. Пензина: его журналистская работа, его работа на телевидении, борьба за охрану окружающей среды, руководство киноклубом — рассказываю лишь о том, чему свидетелем был сам, и надеюсь, что эти пробелы восполнят другие. Но не могу не сказать о мужестве Сталя.
Последние годы он очень тяжело болел, очень страдал, но был терпелив, стойко преодолевал боли, боролся за жизнь. Он был независим в своих суждениях, всегда высказывал собственную точку зрения, даже если знал, что она вызовет неудовольствие у властей предержащих. Не умел отказывать в просьбах проконсультировать, дать отзыв на статью, книгу, фильм и в тех случаях, когда сам был очень занят или текст (фильм) был ему не по душе. И при том проявлял максимальную деликатность к обращавшимся: понимал, как может ранить отказ, потому что сам был человеком очень душевно ранимым. Неоднократно я был свидетелем того, как он напряженно трудился, чтобы к поставленному сроку (всегда почему-то очень короткому) дать заключение о целом наборе видеофильмов, о котором его просили сотрудники милиции, приехавшие из районов области и потому всегда спешившие, как тщательно трудился над рецензиями на фильмы.
Если же, подводя итог, попытаться теперь кратко сформулировать главное в жизни С. Н. Пензина, как оно видится мне, то я бы определил его словом «верность».
Верность людям, которых ценил по жизни. В юности он полюбил А. Б. Смирнову, которая стала его женой, другом, единомышленником и соратником и с которой он прошел весь свой жизненный путь, а он не был безоблачным и легким.
Верность делу, которому он посвятил всю свою сознательную жизнь, проявив талант, трудолюбие, принципиальность, гражданское мужество.
Верность идеалам, которые сформулировал для себя в молодости и которым был верен до конца.

Владимир Листенгартен,
доцент ВГУ,
Ученый секретарь Совета ректоров вузов Воронежской области.