У него можно было многому научиться



К сожалению, я не могу с полным правом назвать себя ученицей С. Н. Пензина. Я не слушала его лекций, не посещала занятий в киноклубе, которым он руководил, но то, чему у него научилась, останется со мной на всю жизнь.
С. Н. Пензину я обязана советом, который он дал мне в 2003 г., когда передо мной стоял выбор темы дипломной работы. Очень ненавязчиво, однако весьма убедительно он говорил о том, какой богатый материал для историка представляют художественные и документальные фильмы, и взял на себя роль консультанта. А знал Сталь Никанорович, как я убедилась, неимоверно много и щедро своими знаниями делился. Располагая богатой библиотекой и видеотекой по киноискусству и медиаобразованию, Сталь Никанорович приобщал меня к ним, указывал, что непременно нужно прочитать, на что обратить внимание, какие фильмы посмотреть. А потом я читала статьи и книги самого С. Н. Пензина, постепенно осознавая их научное, познавательное и воспитательное значение. Они интересны и опытному специалисту, профессионально занимающемуся историей и теорией кино и кинообразования, и молодому исследователю, и рядовому читателю, потому что автор умеет объединить всех, заинтересовать, сделать своими единомышленниками.
После окончания университета я занялась историей медиаобразования. Помню, как радовался Сталь Никанорович находкам, относящимся к началу XX столетия. Известно, что медиаобразование как самостоятельный раздел педагогической науки сложился в 60-е годы прошлого века. И С. Н. Пензину довелось быть одним из его пионеров и зачинателей. Но он, хорошо зная историю кино, понимал, что ростки медиапедагогики должны были появиться значительно раньше. И активно побуждал к поискам, а затем доброжелательно и критически помогал готовить публикации о найденных материалах. Я видела, с каким удовольствием он воспринимал мои скромные открытия, как хотел, чтобы о них узнали другие.
Особенно часто я советовалась с С. Н. Пензиным, когда работала над кандидатской диссертацией. Всегда сам занятый, много работавший, он охотно откликался на вопросы, делился своими знаниями и пониманием проблем, ввел меня в круг медиапедагогов. Его отзыв на мою диссертационную работу — один из самых дорогих для меня.
В последние годы Сталь Никанорович тяжело болел. Но никогда не слышала от него жалоб и сетований. Он всегда оставался внимательным и доброжелательным, готовым выслушать и помочь.
Я многому у него научилась. Знаю, что я не исключение, что таких «подшефных» у него было много. И это лишь подтверждает душевную и педагогическую щедрость Сталя Никаноровича, которому я очень благодарна и память о нем сохраню навсегда.

Елена Калач,
кандидат педагогических наук,
старший преподаватель института ГПС МЧС России.