Мечты и заботы Сталя Пензина 



В апреле 2011 года в Москве состоялась Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Молодежь и медиа. Цели и ценности ». Кроме представителей молодежных организаций в ней участвовали наставники, преподаватели и редакторы молодежных СМИ из 21 города, которые поделились опытом изучения молодежной медиасреды, организации медиаобразования в стране, практической работы образовательных учреждений и СМИ с молодежью. И тогда в Москве нам очень не хватало Сталя Никаноровича Пензина с его энтузиазмом и ортодоксальной убежденностью в правоте дела, которому он посвятил большую часть жизни. Не хватает его и теперь, в Воронеже. 
С. Пензин был признанным в России и известным за ее рубежами ученым и практиком. Он относился к передовому отряду «пропагандистов и агитаторов» развития медиаобразования в нашей стране, доказывал необходимость массовой просветительской работы с молодежью, готовой учиться и совершенствоваться под руководством мудрых наставников. 
Попробуем представить суть проблемы, которой Сталь Никанорович посвятил свои лекции, статьи, книги. Из десятков сформулированных педагогами и исследователями разных стран принципов медиаобразования можно синтезировать некий конечный их перечень, который позволит лучше понять жизненную позицию С. Н. Пензина. 
В течение нескольких лет мне довелось общаться с ним, общаться, прежде всего, в общем деле научного осмысления медиаобразования, его практического продвижения в вузы и школы страны. 
Итак, медиаобразование — это своеобразный познавательный процесс, продолжающийся всю сознательную человеческую жизнь, протекающий стихийно, на разном уровне осознания происходящего, на разном уровне рефлексии, либо управляемый извне — в случае аудиторной работы с наставниками в школе или вузе. Поэтому именно учащиеся (студенты, курсанты и т.п.) являются приоритетной аудиторией для медиаобразования: только при групповом обучении есть возможность организации дискуссии и выработки коллективного мнения, а это важный фактор успешности. 
Тогда цель медиаобразования — воспитание у слушателей (читателей) аналитического и критического мышления. Очевидно, что в основе дидактически значимых процедур, специально организованных для решения поставленной учебной задачи (или сложившихся спонтанно, случайным образом), лежит исследовательский процесс, в котором ключевыми понятиями являются аналитические инструменты. Овладение ими, формирование их в мыслительном аппарате обучаемых можно считать достижением поставленной цели. 
Поэтому, как справедливо считал С. Н. Пензин, медиаобразование — не передача знаний или социального опыта в традиционном понимании педагогики, а формирование определенной понятийной структуры в процессе «открывания» этих знаний в специально организованной для этого профессиональной среде или хотя бы в учебной дискуссии. 
В таком случае эффективность медиаобразования оценивается развитой способностью учащихся применять свое критическое мышление в новых жизненных ситуациях, то есть при каждой новой встрече с массмедиа (будь то кинофильм, телепередача, глянцевый журнал или районная газета). 
Наконец, оценка эффективности и полезности медиаобразования обучаемыми — это, прежде всего, их собственная самооценка, основанная на рефлексивном осмыслении своих новых возможностей, своей готовности к дискуссии и диалогу. 
Все эти (и многие другие) идеи мы находим в книгах и статьях С. Н. Пензина, которые, уверен, будут долго востребованы. 
Сегодня изучение медиакультуры пришло в учебные заведения в интегрированном в обязательные дисциплины виде, в чем, несомненно, — большая заслуга С. Н. Пензина. 
Десять лет назад была открыта специальность «Медиаобразование » в педагогических вузах. Усилиями А. В. Федорова в Таганроге ежегодно переиздаются брошюры, в которых вновь и вновь пересказывается зарубежный опыт, сопоставляются разные точки зрения, с 2005 года им же и там же, в Таганроге, инициировано издание журнала «Медиаобразование», который анонсировался как «Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики». С. Н. Пензин был активным участником всех этих инициатив и проектов, членом редколлегии журнала. 
Российские эксперты главенствующую роль в медиаобразовании отводят развитию способностей обучаемых к восприятию (в том числе — эстетическому и этическому), оценке, пониманию, анализу медиатекстов, развитию способностей к критическому мышлению. 
И несоизмеримо более сложная задача — воспитать из представителей этой аудитории себе подобных аналитиков, способных к самостоятельному осмыслению происходящего, увиденного и услышанного, способных к критическому участию в дискуссиях (или хотя бы во внутренней речи, при анализе происходящих процессов один на один с собой). 
Подготовка будущих педагогов к медиаобразованию студентов и школьников — насущная проблема отечественной системы образования. По определению ЮНЕСКО, «медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии». 
Исходя из этого, сформулировать главную цель медиаобразования следует так: развить понимание учащимися медиатекстов (в широком смысле), их «закономерностей»; как и в чьих интересах они создаются, кем организованы, что они означают, насколько адекватно представляют реальность и как это «представление» читается и распознается аудиторией. 
Можно констатировать, что проблема медиаобразования и связанной с ней медиакультуры только поставлена в социальной практике нашей страны на рубеже веков. И наш земляк С. Н. Пензин входил в группу энтузиастов, которая формировала общественное мнение и готовность педагогической общественности к обсуждению проблемы. Новому поколению теоретиков и практиков еще предстоит приложить немало усилий для распространения плодотворных идей и выстраданных рекомендаций в практику достаточно консервативных педагогических систем отечественных средней и высшей школы. 
Сталь Пензин любил кино совсем не за агитационные и пропагандистские возможности. Этот вид искусства он ценил за достигаемый с его помощью педагогический эффект. Он был однолюбом не только в семейной жизни, но и в профессиональной привязанности к кино, и стойко терпел беспокойное соседство телевидения и Интернета в последние годы. Высоко ценил развивающий эффект проблемных игровых учебных фильмов своего воронежского коллеги Вадима Полевого (оператора и режиссера в одном лице), радовался его успехам на кинофестивалях. Не будучи «делающим» фильмы практиком, Сталь Пензин взял на себя непростую роль методиста, обучающего своими книгами, статьями и лекциями многочисленных школьных и вузовских преподавателей, не равнодушных к делу, которому они служат. 
И — о киноведении. Сталь Никанорович очень хотел видеть в российских школьниках и студентах восприимчивых к настоящему искусству зрителей, способных сопереживать героям и взвешенно оценивать тексты, роли, сценарии, актерские и режиссерские удачи. Это же очень трудно — научить молодых людей думать и анализировать происходящее не только на экране, но и за кадром, воспитать в киноклубах «себе подобных» аналитиков, с которыми можно дискутировать и заинтересованно делиться впечатлениями. Особенно трудно стало в последние годы, когда размываются границы прежних ценностей в жизни и отражающем ее искусстве, когда понятия «хорошо» и «плохо» все чаще рассматриваются с позиции выработанной массовой культурой новой, приспособленческой теории относительности оценок. 
Сталь Никанорович боролся до конца своих дней. Уже будучи больным, в свой последний месяц, он откликнулся на мою просьбу и подготовил два чудесных очерка о своих любимых кинематографистах — наших земляках Евгении Иосифовиче Габриловиче и Геннадии Федоровиче Шпаликове. Мы готовили тогда к изданию книгу «Воронежцы: известные люди в истории края», и я очень рад, что Сталь Никанорович тоже стал одним из ее героев. Очень жаль, что он не дожил до выхода книги всего несколько дней. 

Юрий Полевой, 
кандидат педагогических наук, профессор, 
директор издательства «Кварта»