Абонемент в киноклуб стал путевкой в жизнь 



Каждая встреча со Сталем Никаноровичем — это праздник души. Легкость, интеллигентность, сдержанная восторженность и потрясающая обходительность очаровывали, возвышали и уносили в нереальный мир, создаваемый им самим и тем искусством, знания о котором он передавал нам, — искусством кино. 
Сталь Никанорович Пензин стал для меня человеком-легендой еще в студенческие годы, когда мы, студенты-первокурсники (1968 год), стали посещать киноклуб кинотеатра «Пролетарий». В Стале Никаноровиче все было необычно. Красота, изысканность, интеллигентность, не свойственные тем годам. Он казался человеком из другой жизни, которую мы не знали. Мы, студенты, встречаясь, спрашивали друг друга, успели ли купить абонемент в киноклуб «Пролетария», а если абонемента не было, то старались узнать, кто из друзей идет и может ли взять нас с собой. После «Амаркорда», «Ночей Кабирии» и многих других фильмов, привезенных С. Н. Пензиным из Москвы или взятых из проката, мы шли, потрясенные увиденным, а потом, встречаясь с преподавателями или однокурсниками на филологическом факультете, делились впечатлениями. Я помню, что «Андрея Рублева» Тарковского мы могли увидеть только рано утром в кинотеатре «Луч», как и фильм «Зеркало». 
И вся эта интенсивная жизнь создавалась благодаря энтузиазму, верности и подвижничеству Сталя Никаноровича. Казалось, что он не наш, обычный, рядовой житель Воронежа, а житель другой планеты, открывавший нам новые горизонты. 
Прошло много лет. На филологическом факультете открывалось новое направление учебных дисциплин «Искусства и гуманитарные науки». В новый план входил и курс «История и теория кино». Понятно, что специалистов в провинциальном Воронеже мало. И как же я была счастлива, когда С. Н. Пензин согласился читать лекции по истории и теории кино! Его занятия были праздником не только для меня, но и для студентов. Посещаемость — стопроцентная, интерес — неослабевающий. Из студентов первого набора половина группы пожелала писать курсовые работы у Сталя Никаноровича. В 2005-2006 учебном году темы выбирались в соответствии с пожеланиями студентов. Настя Едалова писала на тему «Кино и дети», Ольга Петрова взялась изучать творчество Федерико Феллини, Руслан Трубецких исследовал проблему насилия в русском кино. Ирина Фролова анализировала роль музыки в раскрытии образа главного героя в современном кинематографе, Настя Ермоленко — становление массовой культуры (на примере творчества Роже Вадима). Алла Приведа заинтересовалась молодежной проблематикой в современном российском кинематографе. А Катя Дьякова даже перевелась на один год к нам на филологический с факультета журналистики, чтобы написать на втором курсе работу по творчеству Эмира Кустурицы. Студенты с большим интересом общались с научным руководителем, читали много книг и статей, в том числе написанных самим Сталем Никаноровичем. Защита курсовых и выпускных работ на звание бакалавра стала торжественным событием на факультете. 
Когда мы фотографировались для рекламы кафедры гуманитарных наук и искусств, Сталь Никанорович принес киноафиши разных лет, и на старом сайте кафедры гуманитарных наук и искусств студенты в 2006 году позировали на фоне афиши с Джеком Николсоном. 
Еще одно удивительное качество Сталя Никаноровича — настроенность на мир другого человека, чуткость и деликатность. Направление «Искусства и гуманитарные науки» было новым, о нас мало знали в городе, и Сталь Никанорович предложил сделать рекламу нашей кафедры. И вот в «Воронежском курьере» появилось интервью на целую полосу. 
И еще его тонкий юмор помогал всем нам выживать в сложных жизненных ситуациях. 
Мне кажется, что те абонементы на посещение киноклуба, за которыми мы так охотились в студенческие годы, были для нас в каком-то смысле и путевками в жизнь — интересную и насыщенную. 

Лариса Рыбачева, 
доцент, заведующая кафедрой гуманитарных наук и искусств 
филологического факультета ВГУ .