«Пустое кино - это как манная каша»

Сталь Никанорович Пензин чего только не показывает в своем киновидеоцентре им. В. М. Шукшина: шедевры мировой классики, фильмы призеры различных фестивалей, новое кино России, культовое, хиты молодежи. И не только показывает, но и рассказывает о режиссерах актерах, жанрах киноискусства. Его книга «Уроки кино» награждена премией Союза кинематографистов. Сталь Никанорович – профессиональный киновед, единственный в Воронеже член Союза кинематографистов РФ и Российской гильдии кинокритиков, автор пяти книг по киноведению.

– С чего все начиналось?

– В Воронежском институте искусств преподавал эстетику, там проработал больше двадцати лет. А история кино, кинопросмотры существовали в виде «бесплатного приложения». И в этом – странность отечественного образования. Ведь в дипломе выпускника актерского фа­культета нашего института искусств значится: актер театра и кино. Однако кино в обязательную программу обучения не входит. Поэтому читать лек­ции по киноведению было для меня всю жизнь великой роскошью, хотя я профессиональный киновед.

– А как же Ваш киновидеоцентр?

– Там я демонстрирую кинокартины всем желающим, а не критикую или анализирую отдельный фильм или кинопроцесс как таковой. Для воронежцев это прекрасная возможность посмотреть те фильмы, которые, к сожалению, не идут ни в наших кинотеатрах, ни по телевидению.

– Вы — кинокритик, и вдруг показываете фильмы.

– Хотите сказать, что занимаюсь не своим делом? Но это только на первый взгляд так кажется. Достаточно краткого экскурса в историю киноискусства, чтобы понять, что кинокритик и киновед должны не только «ведать» и «критиковать», но и подготавливать зрителя к восприятию так называемого «трудного», серьезного кино, что-то пояснять до, после и во время просмотра.

– В настоящее время Вы где-то читаете лекции по киноискусству?

– Я преподаю спецкурс «Основы киноискусства» в ВГУ. На первое занятие иду, побаиваясь: станут ли студенты, как губка, впитывающие в себя все «прелести» американской поп-культуры, засилье которой наблю­дается сегодня на нашем ТВ и в кинотеатрах, смотреть «высокий» кинема­тограф Феллини или Тарковского, Бергмана. Как убедить их выплюнуть американскую жвачку?

 Получается, раньше, во времена «застоя», с воспитанием зрите­лей дела обстояли лучше? Но ведь тогда мы вообще мало что могли по­смотреть. Ни американского кино, ни европейского нам не демонстриро­вали.

– А вот и неправда. Как это ни парадоксально, невзирая на идеологический прессинг и жестокую цензуру, репертуар кинотеатров был неоспоримо богаче. Мы смотрели много отличных венгерских и польских фильмов, чего сегодня абсолютно лишены. Примерно треть программ Московского кинофестиваля приобреталась и присылалась в Воронеж, иногда даже не дублированной. А сегодня? Вы видели хоть одну картину с последнего Московского киносмотра? Я – нет.

  Но пойдет ли массовый зритель «полным составом» смотреть серьезные фильмы? Жизнь и без того сегодня тяжелая, лишний раз «на­прягаться», думать о чем-то не всем по душе. В кино ходят, чтобы раз­влечься.

– Ничего не имею против развлекательного кино, при условии, что
человек смотрит и произведения настоящего киноискусства. Но когда он имеет дело с одними лишь ужастиками, триллерами, боевиками и глупым комедиями, он просто-напросто останавливается в своем развитии, пребывает на уровне второклассника. Это как питаться одной манной кашей – пищеварительный аппарат атрофируется. Развекаловке нужна альтернатива, а пока ее нет на широких экранах нашего города. На все нужны деньги, в том числе и на хорошие фильмы, на их «раскрутку», рекламу в прессе.

– Вы постоянно пишете о кино в местной прессе. Это единственная
Ваша газетная тема? Насколько мне известно, за Вашей подписью появлялись статьи на экологическую тематику.


– Можно сказать, я пытался спасти для воронежцев несколько гектаров лесопарка от безжалостной вырубки под строительство коттеджей. Пять лет воевал с нашими властями и за это время такого насмотрелся.Куда я только не обращался, везде одно и то же: нет, говорят, там никакого леса, это сельхозугодья, строить можно. А пос­кольку это все недалеко от моего дома происходило, я каждый день видел,
как на «сельхозугодьях» вековые дубы вырубают. И это несмотря на то,
что муниципальный Совет Воронежа принял постановление, согласно ко­торому территория лесопарка в районе ВГАУ и ВГЛТА объявлена «терри­торией общего пользования природоохранного назначения».

– Значит, Вы – человек неравнодушный не только к кино, «фабрике грез», но и к реальной, окружающей Вас действительности?

– А как иначе? Все взаимосвязано. И кино, и лес позволяют свободно дышать, наслаждаться. Стараюсь думать не только о том, что было, но и о том, что будет.

С. Косова 

Аргументы и факты. – 1998. №4. - С. 8.