* Переписка с А. В. Федоровым, профессором ТГПИ

* МО – медиаобразование, как наука или журнал "Медиаобразование". Основатель и редактор журнала А. В. Федоров. С. Н. Пензин автор и член редколегии.
* В доме актера был главный киноклуб С. Н. Пензина.
* АБ – Альбина Борисовна, жена С. Н. Пензина


17 марта 2010, 18:24

Дорогой Саша! 

 

От всей души поздравляю Вас с двумя новыми достижениями! Первое - это убедительная (десять заявок на место!) победа по федеральной целевой программе! Понимаю, сколько потребуется времени и сил для выполнения нового проекта. Второе - монография "Трансформация образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации до современного этапа" М., 2010, 202 с. С интересом познакомился с текстом передачи радио "Свобода" 4.02.2010 г. Здорово!

Восхищен Вашим продуманным ответом о проекте "МедиаМания", столь невежественно заявившем о своем первопроходстве. Вы очень аргументировано возражаете. Удивляться не приходится, если вспомнить, что в "Кинословаре" (как в первом, так и во втором) нет Эдисона, пальма первенства изобретения "движущихся картинок" отдана Люмьерам. Спасибо за подарок, о котором извещаете, - номера нашего журнала "Медиаобразование"!

У меня в работе проект "Год учителя". Он задуман вместе с моим сокурсником, который до сих пор работает в школе. Два материала уже опубликовано, с десяток в запасе. Это размышления о школе реальной и телевизионной. Веер мнений очень широк, начиная с "школа - камера хранения для детей, которых родителям некуда деть". 24.03.2010 в ВГУ состоится конференция в честь года Учителя, там запланировано наше сообщение. А вообще-то я мечтаю о Downshifting - букв.: включение понижающей передачи, переносн.: отказ от напряженной жизни и выгодной карьеры ради более спокойного и скромного существования. Тем более есть надежда, что рано или поздно придет весна, а за ней и лето. К Вам, разумеется, это пока не относится. а я в своем библейском возрасте (ведь родился еще при динозаврах) имею на дауншифтинг право. Еще раз поздравляю и желаю свершения всего задуманного и намеченного! Но только не за счет здоровья. На свободе изложу Вам основную тенденцию книги, кот. меня потрясла ("Эффективный учитель", Ростов,1995). К сожалению, меня еще не обучили передавать Вам тексты.

В Доме актера сегодня наш  клубный день, АБ показывает фильм С.Снежкина "Похороните меня за  плинтусом" по повести П. Санаева. Как видите, я свихнулся на Годе учителя  (соответственно - родителя, бабушки, ребенка). Отнес материал к 45-летию  киноклуба "Друзья десятой музы", которого - увы - уже 4 года как нет.

Кинотеатру "Пролетарий", при котором он существовали, нужна лишь  прибыль. О Вашей книге "Трансформация образа России..." могу судить лишь  по присланному Вами файлу с интервью радио "Свобода". Саму книгу я не  видел, так что могу лишь вместе с Вами радоваться ее выходу и  восхищаться Вами. Еще раз поздравляю! Спасибо за пояснения, как  пересылать тексты. Буду экспериментировать. У нас тоже стоит по-прежнему лыжная зима, ежедневно валит снег. 

Новых Вам удач! СН


18 марта 2010, 12:08

 

Дорогой Саша! Только что получил долгожданную бандероль с четырьмя журналами МО за 2009 год. Большое спасибо! С удовольствием прочитал о выходе Вашей новой монографии "Медиаобразование: вчера и сегодня" и о Вашем участии в выпуске книги в США. Чудесно!

Поздравляю! Желаю новых успехов! Ваш СН.

 

 

21 марта 2010, 18:43

Дорогой Саша! Спасибо за очередное послание. Отвечаю на Ваши два вопроса:

1) Из Ваших двух предыдущих писем тексты 2-х Ваших книг мне извлечь не удалось. Я их не видел. Не переоценивайте мои возможности, я пока еще в категории славных "чайников", к тому же самоучек. Многое мне удается экспериментальным путем. Конечно, надо бы походить куда-нибудь и подучиться. Но у меня мало сил, которые берегу для основной своей работы. Я запустил в своей родной газете цикл "Год учителя", уже вышло три материала. Вот над этим и сижу.

2) Мне очень лестно узнать о Вашем новом проекте, связанным с моей персоной. Спасибо! Чтобы детально ответить, надо немножко времени. Я постараюсь это сделать в течение одного-двух дней. А первое, что приходит на ум, это взаимосвязь двух систем: кино и школы (в широком смысле слова как любое образование и воспитание - начальное, среднее, высшее, свободное на всю жизнь, с помощью СМИ и т.д.). И кино, и школу я полюбил в раннем детстве, на стадии игры в них. И к кино, и к школе отношусь на полном серьезе. Помните, в "Заставе Ильича" идет сцена с Тарковским, когда ребята говорят о том, к чему они относятся серьезно. Они не называют кино и школу, у них там - чуть ли не интернационал, 37-год, война. А для меня кино и школа - такие же ключевые понятия жизни, как Солнце и планета Земля, как река, как наше тело, как женщина для мужчины и т.д. И я сразу же стал пробовать их соединять, т.е. приобщать к кино других. Уже в 1958 году в Воронежской студии телевидения сделал передачу "Великий Октябрь на экране". А следом киновикторину. Там был вопрос: "В каких фильмах, кроме трилогии о Максиме, появляется Максим?" Женщине, приславшей правильный ответ, мы вручили перед камерой имевшийся у меня лишний том всемирной истории кино. И так далее... Вы знаете, в каких жестоких условиях мы все, первые очаги и пионеры медиаобразования, находились. Все приходилось делать самим. Одновременно с моим "Послевоенным Воронежем" вышли воспоминания моей преподавательницы с 1 по 5 курс зарубежной литературы. Я пишу о любви к Воронежу, она о ненависти к нему. Эпиграфом взяла стих Мандельштама "Отдай меня, Воронеж". Она в 49 г. (а я через год поступил в ВГУ) приехала в университет по направлению после аспирантуры МГУ. получила сразу комнату и стала вести зарубежную литературу у нас. В ее распоряжении была прекрасная библиотека с нужными книгами и учебниками. Была сетка часов, экзамены для проверки и т.д. А теперь как начинали мы: с нулевого цикла. Нам нужно было все создавать заново (как Адама и Еву), все самим. Так вот киновидеоцентр им. Шукшина - это созданная в Воронеже замкнутая полноценная система, включающая все необходимое. Я давно писал о педагогических условиях кинообразования: 1.контингент учащихся; 2. учителей; 3.средства обучения; 4.теория; 5. заинтересованные организации. Мне удалось все эти пункты заполнить. Самое главное, что киновидеоцентр функционирует за счет поддержки разных организаций: государственных (ВГУ, педуниверситет), творческих (Дом актера СТД, Союз кинематографистов), муниципальных (отделы культуры обл. и гор), частного бизнеса и общественных (на стене у меня висит диплом Единой России и сертификат на 7 тыс.) и др. Один благодетель дает мне диски для просмотра, другой - материальную помощь. Хотел даже строить для киновидеоцентра дворец. Предлагает купить нам с АБ машину и дачу, но нам это уже не по силам. Даже мобильник, кот. он подарил, я не могу освоить. Он привез мне домой несколько тренажеров, кот. использую, и еще купил домашний турник, кот. обещает сам оборудовать. И еще гигантская помощь и поддержка местных газет, TV, радио. В день рождения все звонят: вас по радио сегодня поздравляли. И вот благодаря этой поддержке и режиму максимального благоприятствования мне каким-то чудом удалось создать средства обучения: коллекцию фильмов и учебных кинофрагментов, гигантскую картотеку, выпустить методические пособия, и даже - чудо из чудес - отпечатать в прошлом году учебник для студентов. При том, что в издательстве уговаривают выпустить второе издание - иллюстрированное, альбомного формата.

Итак, система - это обязательное (ВГУ), свободное (киноклубы Дома актера и педуниверситета) образование, обеспеченное учебными пособиями (фильмами), методическими пособиями, учебником и опирающееся на теорию и методику МО, в которых используется опыт Твери, Таганрога, Москвы, Питера...

Саша, на этом кончаю дозволенные речи, продолжу завтра. Всего Вам наилучшего! Ваш СН

 

 

22 марта 2010, 20:00

Дорогой Саша!

Итак, накануне сообщил Вам, что каждый очаг МО на старте имел свои особенности, обусловленные разными обстоятельствами. О.А.Баранову надо было как-то организовать и занять интернатских детей, что он с блеском проделал с помощью детского кинотеатра и киноклуба. Ю.Усов был связан с институтом худож. воспитания Академии педнаук и связал МО с педагогической наукой. Вы ориентировались на зарубежный опыт и теорию, перебросили мостик между отечественным МО и зарубежным. Я был увлечен кино, затем работал на TV, стал киноведом, увлекся киноклубным движением. С этим и пришел в МО.

1. Почитайте биографии киноведов. Большинство пришло из каких-либо других областей знаний и увлечения, из других специальностей. Очень многие из театроведения (Н.Зоркая), часть из литературоведения (Ю.Усов), откуда-то еще. Я в кино пришел из кино. Оно меня занимало с детского сада. Уже дошколенком полюбил не только "По щучьему велению", но и "Петер", "Маленькую маму" лучшие мюзиклы того времени. Родители работали в ДК авиагородка и брали с собой, а меня сажали в зрительном зале. Бился над проблемой, почему на пленке все неподвижно, а на экране двигается. И откуда берется звук? До войны, в 1-м классе хотел разгадать тайну цветного кино после просмотра фильмов "Сказка о Золотой рыбке", "Сорочинская ярмарка". Прямо спрашивал об этом отца, но он не смог мне объяснить.

Скажите, кто из киноведов может похвастаться, что в детстве его занимали подобные проблемы? Любил кино столь самозабвенно, что в эвакуации в 1942-1943 гг., когда мы с мамой жили в сибирской деревне Ново-Николаевке, где кино не было, ходил летом пешком (один!) на ж-д станцию Купино смотреть фильмы. А потом назад несколько километров. Мне было безразлично, что смотреть. Помню такой фильм: "Танкер "Дербент". Я сидел и мечтал лишь об одном чтобы кино подольше не кончалось. Лишь один раз в деревню приехала кинопередвижка и показывали немую "Ошибка инженера Кочина". Я опять не мог понять, почему в Воронеже видел этот фильм со звуком, а тут - субтитры. В 6-8, в начале 9 классов мы жили в клубе, где отец работал художником. Я смотрел все сеансы подряд. если "Цирк" демонстрировался шесть раз, смотрел шесть раз. А старшеклассником стал писать афиши для киноплощадок в парках, а вечером шел туда в кино. (См. стр 234-246 о "трофейном кино" в "Мой Воронеж после войны").

2. На TV одной из серьезных моих передач о кино стал репортаж о фильме А.Эфроса "Високосный год", куда пригласил юного актера нашего драмтеатра Мишу Логвинова. (См. "Мой Воронеж", с. 254). В облкинопрокате взял часть из фильма. Когда учился в аспирантуре ВГИКа, по Центральному TV шло очень много передач о кино. Например, громадный цикл И. Рубановой о польском кино. Или "Клуб кинопутешествий", который вел В.Шнейдеров. Он пригласил меня к себе домой и напугал, сказав: "Моему коту вы не понравились". Еще беседовал с Каплером по поводу первых кинопанорам, с В.Шукшиным о роли телевидения. тогда и родилась мысль посвятить диссертацию проблемам телекино, т.е. связи кино и TV. Месяцев, тогдашний предс. комитета радио и TV по просьбе ВГИКа дал мне возможность доступа ко всем материалам. Множество часов просидел в научно-исследовательском отделе комитета, где была гигантская коллекция переведенных (нигде не опубликованных по-русски) статей о зарубежном TV. Первая моя аспирантская публикация была на основе этого материала об опыте США, Франции, др. стран по созданию передач о кино. К сожалению. все ссылки на зарубежные издания я делал русскими буквами. Часть этих материалов использовал в диссертации. Помню, Н.Зоркая, которая готовила отзыв на диссертацию их профилирующего института (НИИ истории искусств, подписал его С.Фрейлих) восхищалась и повторяла, что это открытие в полном смысле слова. Моя диссертация была первой в стране по телекино, которое рождалось на моих глазах. Я не знал и не мог знать, что диссертация - начало того нового раздела педагогики, которое позднее получит название медиаобразование.

3. Я сам в ту пору развивался благодаря двум факторам;1) благодаря фильмотеке ВГИКА; 2) благодаря телепередачам о кино, трансляции лучших фильмов поздно вечером (Напр. "Канал"). И я понял, как это важно для становления зрительской культуры. Ну а затем киноклуб. Это уже было сознательная просветительная работа с массовым зрителем. В первую очередь с молодежью. 

4.Теперь о кино. Мое принципиальное открытие и убеждение это особый мир. Второй наш мир. Первый реальный, второй виртуальный. Но не совсем выдуманный. Я, например, убежден, что герои Трюффо, равно как Бергмана или Тарковского существовали на самом деле. Никто меня не сможет убедить, будто бы трех юнцов из фильма М.Калика по книге Балтера "До свидания, мальчики" не было на самом деле. В том далеком предвоенном году они жили, в этом я убежден. В этот мир кино стал завлекать зрителей киноклуб. Сначала "Тени забытых предков", потом "Мольба". Московский киноклуб впервые открыл мне мир Годара и т.д.

5. Моя мечта - ввести в этот мир кино учителей, а потом через них и их учеников. Вы когда-то написали чудесный отклик в "Искусстве кино" на "Уроки кино". Но и эта книга, как и другие этой серии (наверное, и Ваша) остались учительством незамеченными. Школа их проигнорировала. Учителя не представляют, сколь велика роль кино в жизни школяров (имею в виду всё кино - и телесериалы, и подпольные фильмы. Учителя закрывают глаза на то, что последние вместо них решают задачи полового воспитания их подопечных. Не знаю, как таганрогские, а воронежские тинейджеры поголовно к этому кино приобщены (через DVD, Интернет). Не для статьи, а просто для информации к размышлению хочу сказать, что общество почему-то проморгало эту проблему. В ОБЖ есть уроки о вреде табачного дыма, алкоголя, наркоты, но ни гу-гу о порнографии. А ведь этот бизнес набирает силу, в Питере множество чуть ли не легальных фирм на этом жиреет. Педагоги и не догадываются, какой вред все это способно принести юной личности, у которой не завершилось формирование сексуальной ориентации, не сделан окончательный выбор гетеро- или гомосексуальностью. Общество, школа делают вид, что кинопропаганды всевозможных перверсий не существует. Как не существует поголовного (и мальчиков, и девочек) курения на переменах за углом школы. Вы помните, что я живу между двух гигантских вузов: справа лесная академия, слева агроуниверситет. Ни разу за двадцать лет не видел в окрестных парках студентов с книгой только с бутылками... Ненавижу сталинщину, но хотелось бы повторить знаменитый лозунг усатого вождя народов: "Кино вместо водки".

6. Вот мы и подошли к главной моей проблеме: "Кино и школа". Кино и воспитание". Но о ней - завтра. Всего Вам хорошего. СН

 

 

23 марта 2010, 17:08

Дорогой Саша! Я еще побаиваюсь компа и не спешу овладевать всеми операциями. Так и не научился отправлять готовые тексты. Поэтому сегодня отправил почтой заметку о киноклубе в сегодняшнем "Воронежском курьере". Городской киноклуб "Друзья десятой музы" открылся 25 марта 1965 года. Я в то время учился в аспирантуре ВГИКа и рассказал своему другу Борису Кривенко (в 1975 году мы с ним вместе приезжали в Москву на заседание Совета по кинообразованию) о Московском киноклубе в "Красном текстильщике". В 1973 году я организовал киноклуб ВГУ, который влился в городской "Друзья десятой музы". А 1989 году был организован киновидеоцентр имени В.Шукшина (в статье для краткости называю его киновидеоклубом им. Шукшина).

Киноклуб сегодня - это еще и возможность встретиться старшему поколению с молодым. В нашем обществе можно выделить две субъкультуры: мемориально-ориентированную (условно - "Россия советская") и прогматически ориентированную (назовем ее "Россия модернизационная"). В киноклубе первую представляют люди пожилого возраста, вторую студенты, молодежь. Сегодня, стремясь консолидировать общество, проводят политику некой гибридизации, пытаясь совместить социокультурные ниши и ценности имперского прошлого, советского периода и современные модернизационные ценности. Киноклуб - верный баланс: не утратить исконных российских ценностей (старое кино) и в то же время избежать исключительно мемориальной ориентации. Это возможность людям разных поколений встретиться и как-то договориться.

Готовлю для Вас большую проблемную статью "Медиобразование в системе школьного воспитания". Суть ее в следующем. Школа не только образовательное, но и воспитательное учреждение. Но осуществлять последнее учителям не под силу, вся надежда - на "воспитывающее обучение", т.е. на предметы, которые призваны не столько обучать, сколько воспитывать. Это прежде всего литература, ОБЖ и предмет, введенный только в Воронеже, - "Культура общения". А также история, обществоведение, физкультура, изо, музыка. Важнейшие первые три. Они пробуксовывают, учителя не могут реализовать их воспитательный потенциал. Чтобы был результат, надо подключить к ним медиаобразование. Школа должна впустить в свои двери TV и особенно кино. Но для этого учителя должны знать, что такое кино. Круг должен замкнуться. Я проделал эксперимент: послал "Мир кино" сокурснице в Москву, которая работала учительницей (р.яз. и литература), любила кино, устраивала коллективные походы в кино и обсуждения фильмов. Так вот, она ахнула: никогда о фильмах, о которых я рассказываю, не слышала. А в книге большинство лент о тинейджерах. И это в столице!

Еще раз спасибо! Удачи Вам во всем! Привет Тане, Насте и всему вашему семейству! Ваш СН

 

 

4 июня 2010, 12:38

Дорогой Саша! К сожалению, возникла размолвка с Олегом Александровичем по поводу преподавания в Воронеже "Культуры общения" и ОБЖ. Он настаивает на исключении разговора об этих предметах в школах. А для меня это самое важное. на своем печальном опыте (угодив под маршрутку) убедился, что ОБЖ нужно всем и в любом возрасте. Короче, как ни жаль, исключите фамилию О.А.Баранова и оставьте статью "Медиаобразование и уроки воспитания" только за моей подписью. Извините за лишнюю работу. Большое спасибо за два первых номера "Медиаобразования" 2010! Получил и с интересом знакомлюсь.

Желаю Вам новых удач! Тане, Насте и всей Вашей дружной семье приятного лета! СН.

 

 

4 июня 2010, 19:16

Дорогой Саша! Спасибо за молниеносный ответ! За Олега Александровича не беспокойтесь. Вчера получил от него подробное письмо, в котором он не согласен с тем, что я пишу о воронежском эксперименте с курсом "Культура общения" и ОБЖ. Оказывается, он сам ведет нечто подобное: МХК (Мировая художественная культура) и считает, что это важнее. Еще он делает упор на новый предмет, который мне неизвестен - на "Основы православной культуры". Короче, у него есть собственные взгляды на воспитание. Возможно, после публикации моей статьи у него возникнет желание как-то мне возразить. Что касается данного текста, то он полностью мой. Сегодня у нас была страшная гроза, такой никогда не видел, повалило много деревьев. Хорошо, что не поехал в лес (где уже пошли и маслята, и белые). Спасибо за информацию. Обидно, что до регионов столице нет дела. Но мы все-таки существуем! Шлю исправленный и чуточку дополненный текст статьи.

Всем привет! Ваш СН.