Кино и зритель

Личность -- не пыль

Из 75 отечественных лент, выпущенных в прошлом году, 
наиболее непримиримые споры вызвал дебютный фильм Сергея 
Лобана "Пыль". Кинотеатры, Национальная академия 
кинематографических наук, присуждающая "Золотых орлов", 
проигнорировали его, а большинство кинокритиков объявили 
лучшей картиной года.

"Пыль" -- "фильм о молодых, фильм для молодых". Он 
начинается с того, что бабушка водит внука Лешу, которому уже за 
двадцать, по магазинам и выбирает ему одежду. Тот ведет себя 
отрешенно, как если бы в бутик привели огородное пугало, 
которому безразлично, что на него напялят. С олимпийским 
спокойствием отнесется он к двум офицерам в штатском, которые 
прервут его труд по сборке игрушечных пистолетиков и предложат 
заключить с государством секретный договор об участии в 
эксперименте. Тут-то его судьба резко изменится. Внешне ничего не 
произойдет: после медобследования Леша, раздевшись до трусов, 
усядется перед зеркалом в темной комнате. И вдруг его тело, 
отраженное в зеркале, сделается стройным и мускулистым. Леша 
согнет руки -- увидит набухшие бицепсы. Но... метаморфоза 
длилась лишь миг. Через секунду в зеркале вновь появляется 
прежний пухлый юноша с отвисшим животиком. Эксперимент 
завершен.

Надо ли говорить, что Леша возмечтал о внешности 
культуриста. Даже зашел в спортзал подкачивать мускулы. Но "труд 
упорный ему был тошен"; захотелось продолжения эксперимента, 
чтобы вернуть навсегда волшебный облик. Леша пускается на 
всевозможные уловки, жертвует десятью тысячами, полученными за 
участие в непонятных ему опытах. В финале фильма встречается с 
профессором, научным руководителем эксперимента, и тот 
выкладывает ему откровенно, что о нем думает:

-- Эксперимент -- ерунда, полная чушь. Кто вы все такие? Да 
вы хоть раз задумывались об этом всерьез? Вы -- никто. Пыль. От 
вас ни пользы, ни вреда. Вы сами -- вред, яд. Расплодились, как 
мыши, гадите друг на друга, друг друга не замечаете. Прока от вас 
нет. Впрочем, и от меня прока нет. Прока вообще не существует. Чем 
больше мы в человека погружаемся, тем меньше он существует. Вы 
все живете своей жизнью, и она для вас всё. И прожить ее можно 
качественно: любить девушку хорошую, музыку слушать, 
литературу читать. Но ты ведь никто, пылинка во вселенной. Что 
такое желание пылинки? Это тупость...

Алеша на нигилистический монолог откровенно отвечает: "Я 
хочу свое тело забрать насовсем". Читай: навсегда переселиться в 
промелькнувший перед его взором виртуальный мир. Здесь 
откровенная параллель с "униженными и оскорбленными" русской 
классики. Например, с гоголевским Акакием Акакиевичем, для 
которого тоже все счастье жизни сфокусировалось в обновлении 
внешности -- в новой шинели.

Фильм -- откровенный ребус, шарада; его надо 
расшифровывать. Послушаем, как трактуют кинопритчу 
сверстники главного героя -- студенты-культурологи ВГУ.

О. Елфимова: "Алексей не является типичным представителем 
молодежной среды, он коренным образом отличается от нее. 
Отбирает у него волю бабушка, которая сделала из 
молодого человека маленького ребенка. Ее опека доходит до 
абсурда, она все решения принимает за внука. Государство выбрало 
именно Алексея для эксперимента, не считая его человеком. Но 
профессор, называющий людей пылью, не прав. Каждый человек 
является личностью, достоин того, чтобы иметь свои цели и 
желания".

А. Зуев: "На мой взгляд, среда существования героя показана 
правдиво: бандиты и проститутки, тусовка и гнетущая 
повседневность. Герой, мне кажется, скорее исключение из правил. 
Это не обычный молодой человек нашего времени. Сюжет тривиален, некоторые части необоснованно затянуты. Наиболее интересной показалась 
концовка фильма. Я считаю, что профессор прав, лишь единицы 
живут ради достойных истинных целей".

О. Долгополова: "Фильм заставляет задумываться над целью 
существования человека, над его стремлениями. Алеша, поставив 
перед собой достаточно поверхностную цель (изменение своей 
внешности, а не сущности), не прилагает никаких усилий для ее 
осуществления. Он живет в иллюзорном мире и ждет, что кто-то 
другой сделает его счастливым. Можно пофантазировать и 
представить, что он все-таки обрел красоту тела. И что изменилось 
бы в его жизни? Мне кажется, ничего. Я считаю, что авторы точно 
отразили жизнь героя: он на самом деле является пылинкой в мире".

А. Жевнеров: "Для отечественного кино "Пыль" -- это, 
несомненно, шаг вперед, но если сравнивать с зарубежными 
фильмами, то подобные идеи лучше реализованы в таких картинах, 
как "Мертвец", "13-й этаж", "Темный город", "Реквием по мечте". 
Один из основных мотивов фильма, на мой взгляд, стремление 
человека к осуществлению своей, пусть крайне ничтожной и глупой, 
мечты. Героя окружает множество таких же пустых людей. С 
одной стороны показано, как всем на всех наплевать, особенно 
государству. Но даже профессор в конце фильма вспоминает людей, 
которые были ему не безразличны, которых и он не может 
назвать пылью".

Я. Архипова: "Фильм неплохой; хорошая идея, актуальная, хотя 
и немного избитая. Герой -- символ человека, плывущего по 
течению. Ему не интересно, что происходит вокруг, у него нет 
никаких планов. Ему все равно, какую одежду носить, куда идти. Он 
соглашается на эксперимент, не узнав, что с ним будет, зачем это 
нужно. Автор хотел показать современную молодежь, но, на мой 
взгляд, сделал это не совсем точно".

А. Гришин: "На мой взгляд, герой -- не такое ничтожество, как 
может показаться на первый взгляд. Я сразу понял, что Алеша 
скрывает что-то внутри. Сюжет довольно увлекательный; 
реальность показана так хорошо, что кажется, будто это происходит 
со мной".

А. Паршина: "Эта картина -- не для развлечения. Ее нужно 
понять, она заставляет задуматься о своих мечтах и о способах их 
достижения. Главного героя можно пожалеть. Во-первых, потому, 
что он думает только о внешней привлекательности; во-вторых, у 
него нет стремления и сил сделать свое тело таким, каким ему 
хочется. Но, с другой стороны, я думаю, нет человека, который 
не мечтал бы об исполнении своего желания или 
реализации цели без приложения усилий. Разница в том, что одни, 
помечтав, и зная, что просто так, без упорства, ничего не 
произойдет, начинают к чему-то стремиться, реализовывают свой 
потенциал. А другие продолжают мечтать, ничего не делая".

Как видите, молодые зрители спорят друг с другом, но всех их 
фильм задел, заставил задуматься над скрытыми механизмами, 
управляющими нашим существованием. От себя хочу добавить, что 
никогда у меня не было заботливой бабушки, я был абсолютно 
самостоятелен. Отрешенность от мира, ожирение мне тоже в юности 
не грозили: гонял на велосипеде, бегал в кино, запоем читал книги. 
Но если бы в молодости увидел подобный фильм, иначе сложилась 
бы моя биография: не пренебрегал бы спортом, научился бы 
задумываться о цели жизни. Нас приучали не уважать самих себя, 
убеждали, будто мы бессловесные винтики. А это не так. Студенты 
правы: любая личность -- не пыль.

Сталь ПЕНЗИН.
03.03.2006