Выбор Скорсезе 

Поклонники американскаго режиссера Мартина Скорсезе пока не смогли познакомиться с одной из его последних работ «Мыс страха». Это римейк одноименной картины 1962 года, которую можно было увидеть по ТВ в прошлое воскресенье. Инициатива новой постановки принадлежала С. Спилбергу, он соавтор ошеломляющих спецэффектов.

Герой фильма Макс Кейди (Р. Де Ниро) одержим комплексом графа Монте-Кристо. Выйдя из тюрьмы через четырнадцать лет, он задумал покарать страхом адвоката Боудена (Н. Нолт), из-за которого был незаслуженно осужден. Кейди наносит удары не по обидчику, а выступает « ангелом мщения» его семьи: страдания достаются жене адвоката (Д. Ланж) и его пятнадцатилетней дочери (Д. Льюис). Разумеется, самосуд отвратителен; но у Скорсезе расправа с негодяем – не смакование насилия, как в боевиках. Будучи тонким психологом, режиссер показывает личность, которая не может приспособиться к изменившимся обстоятельствам. В итоге – взрыв...

Известность М. Скорсезе принёс фильм «Злые улицы» – о молодежи итальянского квартала Нью-Йорка, где прошло детство режиссера. В наших кинотеатрах шла картина М. Скорсезе «Алиса здесь больше не живет». Помню общее впечатление: кино научилось легко, просто, не без юмора рассказывать о переживаниях, которые словами не выразишь.

Так мы познакомились с новым Голливудом. Героиня картины получила имя из сказки Льюиса Кэролла. Когда у тридцатишестилетней Алисы (Э. Берстин за эту роль удостоена « Оскара») погибает в автокатастрофе муж, она решает осуществить мечту – стать певицей. Спешно распродаются пожитки, Алиса с сыном-очкариком садятся в машину, и начинается столь знакомое по книгам Фолкнера, Стейнбека, Апдайка путешествие в поисках лучшей доли.

В 1976 году на кинофестивале в Канне Скорсезе вручили Гран-при за «Таксиста». Вместе с шофером Трэвисом (Р. Де Ниро) мы разъезжаем но Нью-Йорку; ночная жизнь гигантского мегаполиса подана завораживающе красиво. Но вскоре с идиллией будет покончено, скажется пребывание парня на вьетнамской войне, травмировавшей его психику. В финале – море крови, гора трупов.

Городу, с которым связана вся его жизнь, Скорсезе посвятил мюзикл «Нью-Йорк, Ньо-Йорк». Потом у него были «Бешеный бык» (актер Де Ниро получил за него «Оскара»), «Последний вальс», «Цвет денег», «Король комедии», «Нью-Йоркские истории», «Хорошие ребята». Каждый раз – новая тема, новый жанр: то ретро-мюзикл, то мелодрама, то гангстерский триллер. Единственное постоянство режиссера – Р. Де Ниро. Всех персонажей актера – художников, актеров, шоферов, боксеров, гангстеров, картежных шулеров объединяет проблема выбора, перед которой они оказываются беспомощными. В начале фильма у каждого есть хотя бы приблизительная схема собственного будущего – назовите ее как хотите: мечтой, целью, идеей-фикс, верой, которой не суждено осуществиться.

У самого Скорсезе тоже была мечта: картина об Иисусе. Лучшие годы жизни – шестнадцать лет, шестьдесят съемочных дней и восемь месяцев монтажа он посвятил созданию шедевра «Последнее искушение Христа». Режиссер, как и сценарист П. Шредер (постановщик «Американского жиголо»), – глубоко верующие люди. В основу положен роман Н. Казандзакиса «Последнее искушение». У нас издан роман этого греческого писателя «Христа распинают вновь». Книга «Последнее искушение» вызвала скандал. В самом деле: это лишь мы, простые смертные, подвержены соблазнам, но не сын Божий. И вдруг автор посмел изобразить Христа человеком, терзаемым сомнениями. Последнее искушение застает его уже на кресте: его пронзает искус избежать страшной участи, жениться на Магдалине...

В Израиле были построены декорации, приглашены актеры. Но «Парамаунт» наводняют письма с протестами против «надругательства над христианской верой». Перепуганное руководство студии отказалось рисковать. Фильм спасла студия «Юниверсалс», съемки перенесли в Марокко. Тем временем истерия негодования нарастала.

Грустно, что в травле принял участие Ф. Дзеффирелли («Ромео и Джульетта», «Травиата», «Гамлет»), заявивший, будто фильм – поделка, продукция «еврейской коммерческой культуры». Но Скорсезе победил: в 1987 году фильм вышел на экраны и пользовался оглушительным успехом.

Верующие зря упрекали авторов книги и ее экранизации в богохульстве; те ни слова не изменили в Священном писании, лишь чуть его дополнили. Голгофа, вечная тема героического самопожертвования, испокон веков волновала искусство. Скорсезе заставляет и нас, зрителей, пережить муки, называемые крестными. Понимаешь Христа, стонущего на кресте: «Отец, почему ты оставил меня?» Тут-то и появляется ангел-хранитель: Твой отец – Бог милостивый. Он просто хотел испытать тебя. Он сказал: пусть он умрет в своем воображении, но пусть живет своей жизнью»...

«Я хотел показать внутреннюю борьбу человека, стоящего перед выбором, – говорил режиссер. – Иисус в моем понимании – именно человек. Мне глубоко в душу запал образ Христа, страдающего от того же, что и мы, подвергающего сомнению то, в чем сомневаемся мы на земле». Фильм ничуть не расходится с основным догматом христианства – свободой воли.

17 ноября  М. Скорссзе исполнилось 54 года, он в зените славы, круг его интересов по-прежнему широк. Он попробовал поставить костюмный фильм «Век невинности» и снялся сам в роли Ван Гога в «Снах» А. Куросавы. Этим летом Шэрон Стоун прилетала в Москву на премьеру нового фильма М. Скорссзе «Казино» (по роману Н. Пиледжи). Сэм Ротстин (разумеется, Р. Де Ниро), владелец лас-вегасовского игорного дома «Танжер», заявляет «Когда любишь кого-то, надо доверять этому человеку, надо отдавать ему все, что у тебя есть». Он берет в жены проститутку и авантюристку Джинджер (которой вряд ли стоило доверять) и кладет на ее счет в банке свои астрономические сбережения. Фильм все о том же – о выборе путей – дорог в жизни.
Воронежский курьер
19 ноября 1996 г.