Страницы истории
…плюс краеведение и культурология 

4 декабря 2004 года в Воронеже при большом стечении народа (в том числе школьников и студентов) на здании Дворца культуры завода син­тетического каучука была торжественно открыта мемориальная доска, посвященная В.М.Шукшину. Приятно, когда научный поиск дает конкрет­ный результат, предложение медиапедагога поддерживается обществен­ностью и претворяется в жизнь. Элегантный гранитный четырехугольник с киноперфорацией по бокам – это как бы наш взнос в культуру родного города и одновременно – символ признания медиаобразования, доказа­тельство его востребованности. Но по порядку.

Всё началось с введения факультативов «Кино и книга», «Основы киноискусства» в Воронежском государственном университете. В 2004 го­ду исполнилось десять лет со дня основания кафедры культурологии, и все эти годы в ВГУ проводится кинообразование студентов. Несколь­ко лет назад введен новый курс «Кино и современность» для будущих культурологов на факультете философии и психологии.

Медиаобразование – новое направление педагогики; оно молодо и поэтому охотно пользуется поддержкой смежных наук – искусствоведения, культурологии, психологии, социологии, истории, журналистики и др. Сразу отвечу на вопрос, почему захотелось соединить свои курсы именно с культуроло­гией. Дело в том, что киноискусство (равно как телевидение, фотография и т.д.) – неотъемлемая часть современной культуры. Одновременно оно предс­тавляет максимальные возможности для изучения культуры. Кино – неза­менимый первоисточник изучения той части культуры, которая именует­ся «материальной». Культура представляет собой высшее единство, сос­тоящее из множества автономных частей. Кино проясняет эту двойствен­ность: любая национальная культура стремится, с одной стороны, сох­ранить свою уникальность, а с другой – подпитывается всеобщими дос­тижениями.

Талантливый фильм (игровой или документальный) о прошлом или о современности любой страны дает возможность ощутить своеобразие различных культур и одновременно увидеть и понять общее между ними. Современное интенсивное развитие средств массовой коммуникации, – по мнению А.В.Фе­дорова, – острее высветило актуальность данного явления, названного М.М.Бахтиным и В.С.Библером «диалогом культур»: «Именно медиакультура на новом уровне технических возможностей (спутниковое ТВ, видео, Интернет и т.д.) эффективно способствует такому объединению, создает невиданные прежде воз­можности для диалога культур в глобальном (диалог культур нации, стран), в межличностном и в интровертном (внутриличностном) уровнях. Медиаобразование опирается на возможности «диалога культур», который позволяет избежать национальной замкнутости» [Федоров, 2003, с.7].

К названным А.В.Федоровым возможностям «диалога культур» можно добавить еще один уровень: взаимоотношение общенациональной и местных культур (данного края, области, города). В качестве иллюстрации сош­люсь на ТВ-сериал «Звездные годы «Ленфилъма» С.Снежкина. Творчество питерских кинематографистов не могло не подпитываться общенациона­льной культурой, тем не менее, отличалось своеобразием, и картины «Ленфильма» оказывали несомненное влияние на продукцию остальных студий страны. Конечно, любой из нас отлично представляет роль в своей жизни «малой родины». Приступая к чтению курса «Кино и современность», разрабатывая его прог­рамму, я подумал: а что, если соединить медиаобразование с краеведени­ем? Организовать дополнительные просмотры на тему «Кино в Воронеже»? В нашем городе нет киностудий, но это не означает, будто центр Черно­земья – белое пятно на кинематографической карте страны.

Для начала решил конкретизировать проблему «Кино и литература» и попробовать ее изучать на некоторых примерах из истории родного города. Подступы к новой методике связаны с празднованием столетия со дня рож­дения Андрея Платонова. В канун подготовки к юбилею заинтересовался вплотную его творчеством; передо мной раскрылась одна из последних тайн нашего великого земляка. Он был поэтом, прозаиком, драматургом, крити­ком, военным корреспондентом... Менее известна еще одна грань его таланта, связанная с кинематографом. Писатель всю жизнь сочинял сценарии и подавал на них заявки на кинофабрики. Увы, замыслы не становились фильмами.

Один из самых болезненных ударов судьбы - полное пренебрежение Плато­новым-кинематографистом. Да и первые экранизации его произведений ждало то же «хождение по мукам», что и его книги. Достаточно вспомнить картину Л.Шепитько «Родина электричества» по одноименному платоновскому рассказу, которая была снята в 1967 году, а на экраны выпущена лишь через двадцать лет.

Сегодня в кино бум вокруг имени А.Платонова. Для курса «Кино и сов­ременность» я выбрал рассказ «Река Потудань» (Потудань - правый приток Дона, протекающий по нашей Воронежской области). Рассказу больше дру­гих платоновских произведений повезло в кино: он передан на экране в двух вариантах. Показал оба - фильм-дебют А.Сокурова «Одинокий го­лос человека" и вольную экранизацию рассказа, названную А.Кончаловским «Возлюбленные Марии» и поставленную им в США. Оба фильма с разных позиций по-своему верно передали дыхание и смысл одного из лучших платоновских произведений. При сравнении работ двух таких разных кинематографистов с литературным первоисточником у студентов разгорелись бурные споры. Обращение к творчеству Платонова помогло их убе­дить, что экранизация-перевод книги на язык другого искусства – ки­но; переводчики всегда должны избегать буквализма. Для подтверждения этой мысли показываю снятый на видео разбор М.Хуциевым дипломной работы нашего земляка кинорежиссера Александра Гришина «Ночь», снятой по моти­вам повести Платонова «Третий сын».

В.М.Шукшину удалось осуществить мечту Андрея Платонова сплавить воедино литературу и экранное искусство. Василий Макарович приезжал в Воронеж дважды. Первый раз – в 1959 году на съемки приключенческо­го фильма «Золотой эшелон», где он исполнял одну из главных ролей. Второй раз, уже как режиссер и автор сценария, В.Шукшин побывал у нас на премьере своего первого полнометражного фильма «Живет такой парень».

Студентов сразу же заинтересовал вопрос: почему был выбран именно Воронеж? Оказывается, на пути шукшинского «первенца» к экрану возникли препятствия: резкая критика руководства столичного проката, обнаруживших в ленте «мелкотемье». Обвинение по тем временам достаточ­ное, чтобы отправить фильм «на полку». Подробности мне удалось уз­нать от кинокритика Г.Капралова, который сопровождал Василия Макаро­вича в поездке в Воронеж: «Я понял: с прокатом картины дело затянет­ся. Придумал маневр, как обойти недоброжелателей: покажем фильм рабо­чей аудитории в каком-нибудь промышленном городе недалеко от Москвы. Обсудим его вместе со зрителями. Корреспонденцию о встрече опублику­ем в «Правде». В Воронеж отправились Шукшин, оператор Валерий Гинз­бург, критик Борис Галанов и я».

Я разыскал репортаж «Живет такой парень» в областной газете «Ком­муна» о том событии. Обсуждение фильма в заводском Дворце культуры прошло очень доброжелательно. Аппаратчик И.Елесеев, П.Сысоев, норми­ровщица А.Богданова, технолог В.Жулин, актер народного театра Дворца культуры А.Андреев, педагог Дома пионеров В.Селитренникова и другие откровенно делились своими мнениями. Картина понравилась. Воронежцы, сами того не ведая, спасли ее, дали ей зеленый свет. В том же 1964 го­ду на Международном кинофестивале в Венеции фильм «Живет такой парень» получил Гран-при по разделу произведений для молодежи, а на I Всесо­юзном кинофестивале в Ленинграде – премию «За жизнерадостность, лиризм и оригинальное решение».

Лекцию в ВГУ я назвал «Шукшин в Воронеже», текст ее в сокращенном виде опубликовал на страницах газеты «Воронежский курьер». Статью закончил пожеланием: «Когда мы оценим по достоинству творчество Шукши­на, на здании ДК им. Кирова обязательно появится доска, ему посвящен­ная». Дирекция завода синтетического каучука и администрация Дворца культуры откликнулись на предложение, обратились в городскую комиссию по культурному наследию и в мэрию с просьбой установить мемориаль­ную доску. Скульптор А.Соломин подготовил ее эскиз.

И вот через сорок лет после встречи с автором фильма на здании Дворца культуры – доска из камня гарбо, привезенного с Украины. На ней запечатлены два кадра. На первом - портрет Василия Макаровича на фоне Чуйского тракта. Именно этой панорамой начинался и заканчи­вался фильм. На втором – памятная надпись: «В мае 1964 года в этом Дворце культуры Василий Макарович Шукшин впервые представил зрителям свой фильм «Живет такой парень».

Торжественная церемония открытия мемориальной доски напоминала идеальное занятие по медиаобразовению. После выступления начальника городского управления культуры и других официальных лиц слово было предоставлено гостье из Москвы писательнице и кинодраматургу Ирине Ракша, близко знавшей Шукшина: «Часто в Москве подобные мероприятия проходят скромно, при небольшом стечении народа. А здесь такая огро­мная и прекрасная аудитория. Я уверена, что душа Василия Макаровича сегодня с нами». Я рассказал о шукшинских киновечерах в киноклубе им. В.Шукшина, о том, как режиссеры Ринита и Юрий Григорьевы приез­жали к нам на премьеры своих фильмов: документального «На родине Шукшина», художественного «Праздники детства» по мотивам ранних рассказов писателя.

Потом все перешли в малый зал Дворца. Поэты читали стихи, посвя­щенные Василию Макаровичу, я показал фрагменты из фильмов «Два Федо­ра», «Печки-лавочки». Состоялся просмотр и обсуждение того самого фильма-юбиляра. Посмотрев его (впервые!), мои студенты захотели познакомиться и с другими работами Василия Макаровича. Но курс «Ки­но и современность» небольшой, всего 34 часа, времени мало. На по­мощь пришел студенческий киновидеоклуб им. В.М.Шукшина, организовав просмотры картин «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная», дипломной работы Василия Макаровича «Из Лебяжьего сообщают», которую привезли нам студенты ВГИКа.

Медиаобразование не ставит целью готовить киноведов, поэтому программа курса условна и свободна. Мой курс освещает не историю кино, а знакомит аудиторию с фильмами, которые помогают проиллюстри­ровать конкретные темы и проблемы. Поэтому занятий, посвященных ки­нематографу Платонова и Шукшина мне вполне достаточно, чтобы раскрыть сложность проблемы «Кино и литература», показать их взаимовли­яние, «перетекание» друг в друга.

В 2004 году в ВГУ издан сборник программ всех курсов по специаль­ности 02.06.00 – «Культурология». В программу курса «Кино и современность» включена тема «Кино в Воронеже»: «Бурное строительство «синема­тографов» в Воронеже в начале XX века. Первые киносъемки в Воронеже, посвященные великому артисту цирка А. Дурову. Кино Андрея Платонова. Другие воронежцы-кинодраматурги: Е.Габрилович, Л.Гуревич. Выпускники ВГУ, ставшие кинорежиссерами: А.Гришин, Г.Евтушенко. С.Папов и другие актеры воронежских театров, снимавшиеся в кино. В.Шукшин в Воро­неже. Съемки в нашем городе «Летчиков», «Судьбы человека» и других фильмов. Начало киноклубного движения, первые очаги медиаобразования в Воронеже. Производство телевизионных, научно-исследовательских и учебных фильмов, кинофестивали в Воронеже». В 2004 году в помощь студентам, изучающим данную тему, я опубликовал своеобразное учебное пособие под тем же названием «Кино в Воронеже».

Краеведение помогает иллюстрировать самые разнообразные темы. Од­на из них - родословная кино, – а это в первую очередь фотография. И тут мне на помощь приходят экспонаты фотовыставки «Люди и крылья», которая была организована в ВГУ в 2003 году. На выставке было пиршество красок, среди которых лидировала синяя: воздушный океан во всей красе в разные времена суток. И самолеты в родной стихии в ракурсах, недоступных наблюдателям с земли. К примеру, аэроплан в роли пассажира – верхом на более мощном лайнере. Фото – гимн могуществу авиации. Снимок сделан через открытую аварийную дверь ТУ-134. Ав­тор уникальных фотографий - мой сокурсник Анатолий Рябко. Любовь к небу у него победила, и он ушел с филологического факультета ВГУ в авиа­училище. Став военным летчиком, увлекся искусством светописи.

Кого нынче удивишь фотографией? Щелкнул затвором, сдал кассету в лабораторию, – получай цветные отпечатки. А если человек с фотокамерой совершил трансконтинентальный полет через оба полюса – Северный и Южный – тогда как? Много знаете таких? В России один-единственный: А.Рябко. О воздушном кругосветном путешествии в 1990 году на отечественном «Руслане» мировая пресса писала взахлеб. Все трое суток полета А.Рябко провел в кабине пилотов на коленях с двумя аппаратами: снимать можно было только так.

Фотовыставка в ВГУ пробуждала гордость за крылья Отечества, да и за само Отечество. Гоголь сравнивал Россию с «птицей-тройкой». Фо­тографии А.Рябко дарят новый образ: Россия, словно громадный ультра­современный «борт», распластав гигантские крылья, несется над пла­нетой. Показываю – студентам выпущенные в Москве и Краснодаре роско­шные фотоальбомы Рябко «У хлеба запах солнца», «Роса на крыльях», «Берегите землю, мальчики» и другие. В них не только великолепные цветные снимки, но и трогательные рассказы о тех, кого снимал ав­тор. «Мир на земле, - читаем в одной из его фотокниг, - это доброе утро, счастливый день, спокойная ночь». Ну разве не симптоматично, что на всех фотографиях военного летчика – мирные будни, спокойные лица соотечественников. Много детей. Рябко приглашает нас лю­боваться многоцветьем красок Кубани, Предкавказья, Кавказа. «Это наша земля. Какая она прекрасная, щедрая, доб­рая к живущим на ней», - читаем в книге с провидческим названием «Берегите землю, мальчики».

Я объясняю студентам, что быть мастером в искусстве, которому служит Рябко, очень трудно. Фотограф имеет дело с весьма капризным «строительным материалом» – со светом, с перепадами освещения. До­бавьте к этому композицию, ракурс, цвет. А в небе, которое представлено на большинстве снимков, подключается еще один фактор - скорость, причем сумасшедшая.

Рассказывать о специфике телевидения мне легко, ибо почти полве­ка назад работал корреспондентом Воронежской студии телевидения, застал начальный период нового вида масс-медиа. На лекциях сообщаю о том, как земляки внесли свою лепту в первые шаги «дальновидения».

В Январе 1936 года воронежский инженер В.Г.Тихомиров собрал первый «прибор приема изображения на расстоянии», в котором использовал передающую электронно-лучевую трубку с мозаичным фотокатодом А.П.Константинова и С.И.Катаева. В 1940 году учитель физики воронежской школы № 5 В.Решетов разработал новую конструкцию телеприемника, который был принят к массовому производству в 1941 году. Но грянула война, эксперименты прервались. В 1953 году на базе воронежского завода «Электросигнал» начался выпуск телевизоров «КВН-49» (позже – «Рекор­дов»). Для их испытания в жилом доме напротив завода в двух кварти­рах смонтировали аппаратуру, во дворе установили небольшую вышку с антенной, и началось вещание. Вот в эту ТВ-студию я и пришел работать.

У нас была одна-единственная неподвижная камера. Чтобы сделать пере­ход с диктора на другую «картинку», требовались диапозитивы, которые я изготовлял. Изображение, естественно, было черно-белым; все сюжеты для «Воронежских новостей» снимались на фотографии. Осенью 1958 года мы переехали в новое просторное здание, построенное по типовому проек­ту.

Возможности современного ТВ показываю на примере телефильма Воронежского ТВ «Кучугуры и окрестности» (премия ТЭФИ, диплом VII фес­тиваля неигрового кино), за который режиссер Владимир Герчиков удосто­ен государственной премии РФ. В пятидесятые годы мы и мечтать не смели о цвете, синхронной записи звука, о пленке, не требующей обра­ботки. Но главный водораздел между «раньше» и «теперь» - отношение к правде. Мы были не свободны, связаны по рукам и ногам требования­ми цензуры, обкома, редакторов. В.Герчиков использует излюбленные теле­визионные приемы: синхронные интервью, длительные наблюдения за одни­ми и теми же персонажами.

Кучугуры – село на границе Воронежской и Курской областей. Когда-то оно было очень большим, теперь в нем остается всё меньше жителей. Режиссер обращается к самому непривлекательному (с точки зрения широкой публики) материалу, – его камера пристально вглядывается в изможденные лица деревенских стариков и старух. Герчиков, убеждают­ся студенты, как когда-то Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву», открывает нам глаза на жизнь крестьянства. Как же так, уди­вляются студенты, – в одной и той же нашей Воронежской области, в од­но и то же время – такой контраст. В век компьютеров и прочих технических чудес пещерные условия существования. Дело даже не в вопиющей бедности кучугурцев, а в том, что каторжные условия быта сделали их узниками тяжелейшей предвоенной и послевоенной битвы за выживание, ли­шил большинства достижений цивилизации, культуры, застопорили их развитие.

Объясняю студентам, что в телефильме столкнулись две противопо­ложные концепции документализма. Для обеих главное - реальные люди и события, но одна требует фиксации «живых» фактов, другая допуска­ет их организацию. Вмешательство хроникеров в жизнь персонажей наи­более ощутимо в выпуске «Год спустя»: в честь годовщины ТВ-репорта – о кучугурцах для них устраивается застолье с дорогими подарками от спонсоров. После просмотра телефильма студенты делают правиль­ные выводы: российское крестьянство столетиями оставалось в безмол­вном, безропотном рабстве. В телефильме В.Герчикова наши сельс­кие земляки, которых режиссер называет «деревенскими философами», заговорили – это уже немало. «Кино снимается, - говорил режиссер, – потому что новое время заставляет по-новому оценивать людей».

Моя бывшая студентка Галина Евтушенко, с которой познакомился, когда она училась на первом курсе Воронежского университета, сегодня стала одним из самых известных российских режиссеров-документали­стов. Ее работы удостоены множества призов отечественных и междуна­родных киносмотров. В 2004 году на ХХVI Московском международном кинофестивале наша Галина поставила своеобразный рекорд: в рамках программы «Россия, которую мы обрели» демонстрировалось четыре ее фильма! Поскольку Г.Евтушенко после окончания ВГУ преподавала в школах, вела кинофакультативы, о ней справедливо пишут, что это пока единственный в России пример успешной «переквалификации» кинопедагога в кинорежиссера.

В программу курса «Кино и современность» (внеаудиторные просмот­ры с помощью киноклуба) я включил документальные фильмы Г.Евтушенко о кино: «Вожди», «Александр Калягин: монолог о любимых», «Где-то я Вас видел», «Горе уму или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет в интерьере эпохи». Знакомство с работами землячки помогает студен­там лучше усвоить тему «Виды кино», убедиться в необходимости и полезности документального кинематографа.

Союз медиаобразования с краеведением и культурологией позволяет решать множество задач. Одна из них связана с воспитанием уважительного отношения к «малой родине», что так высоко ценил Шукшин, - любовь и бережное отношение к родной при природе, к своему краю, гордость за достижения земляков, сострадание к тем из них, кто терпит нужду…

Воронеж – культурный центр Черноземья. Когда спрашиваю будущих культурологов, что такое городская культура, студенты не задумываясь перечисляют воронежские театры, музеи, библиотеки, вузы, назы­вают местных писателей, живописцев, композиторов. Вспоминают прославленный Воронежский русский народный хор, дворцы культуры, коллек­тивы художественной самодеятельности, архитектурные памятники.

– А кому поставлен памятник возле кукольного театра «Шут»?

– Да это же Белый Бим - Черное ухо, – улыбаются студенты.

Верно, что отлит из бронзы четвероногий трогательный герой фильма по одноименной повести воронежского писателя Г.Троепольского. Моя задача убедить учащуюся молодежь, что культура родного края – это еще и кино. Они должны знать, что памятник Платонову возле корпуса ВГУ, где я преподаю, это дань уважения не только велико­му литератору, но и выдающемуся кинематографисту.

Обращаясь за примерами к новейшей истории нашего города, я еще и облегчаю себе свой труд: студенты охотно приходят мне не по­мощь, вспоминают, какие актеры воронежских театров снимались в ки­но, пишут о них рефераты. Конечно, возможности краеведения небез­граничны, с его помощью можно иллюстрировать лишь отдельные темы. Но я убежден, что для медиапедагогики и эта помощь важна, ибо поз­воляет, опираясь на конкретные и очень близкие студенческой аудито­рии наглядные примеры, эффективнее развивать общеэстетичес­кую культуру. 

Примечания
Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. - С.7.

Источники:
Медиаобразование. 2005. № 3