Kommuna 
2005-12-27 KMM-No. 199 
____________________________

Воронежский иллюзион


Завтра мировому кинематографу исполняется 110 лет. 28 декабря 1895 года в Париже в "Гран-кафе" на бульваре Капуцинок состоялся первый в мире платный сеанс "синематографа Люмьеров". В России изобретение братьев Луи и Огюста Люмьеров впервые было показано в Москве и Петербурге в мае 1896 года. Летом того же года с ним познакомились и в других городах нашей страны.

Сейчас трудно установить, где именно в Воронеже состоялись первые сеансы "живых фотографий". Понятия "кинотеатр" вначале вообще не существовало. Воронежцы, как и зрители всего мира, знакомились с "чудом века" с помощью кинопередвижек. Сеанс продолжался десять минут. В его программу входило десять коротеньких лент, в 16-17 метров каждая. Все они были сняты самими изобретателями: "Улица в Лионе", "Прибытие поезда", "Выход рабочих с фабрики Люмьера", "Завтрак бебе", "Игра в экарте", "Политый поливальщик" и другие. Естественно, первых зрителей интересовало не содержание лент, а сам факт "оживающей фотографии". В Нижнем Новгороде на Всероссийской выставке первый киносеанс увидел молодой Максим Горький. Вот его впечатления в "Нижегородском листке" за 4 августа 1896 года: "...Экипажи едут из перспективы на вас, прямо на вас, во тьму, в которой вы сидите; идут люди, появляясь откуда-то издали и увеличиваясь по мере приближения к вам; на первом плане дети играют с собакой, мчатся велосипедисты, перебегают через дорогу пешеходы, проскальзывая между экипажами. Все движется, живет, кипит, идет на первый план картины и исчезает куда-то с него...".

Примерно с 1903-1904 годов в России начинается строительство стационарных киноустановок. В Воронеже первый кинотеатр был открыт 7 августа 1907 года на Большой Дворянской в двухэтажном особняке, на месте которого теперь пятиэтажка (пр. Революции, 51) напротив "Пролетария". Кинотеатр получил символическое название "Биограф", то есть "жизнеописание". Представьте, я его хорошо помню, ибо до войны то был детский кинотеатр "Пионер", где дошколенком смотрел картины "Белеет парус одинокий", "Тимур и его команда", "По щучьему веленью" и другие, снятые специально для нас, детворы. Тогда много делалось хорошего для детей. Помню, к примеру, специальный детский трамвай, который ходил от Заставы до "Динамо".

С 1925 года в стране интенсивно работало Общество друзей советского кино; воронежская ячейка ОДСК располагалась в кинотеатре "Пионер", где ее члены смотрели и обсуждали фильмы, слушали лекции, организовывали выставки. В 1929 году в названии несколько изменилась аббревиатура: ОДСКФ - Общество друзей советской кинематографии и фотографии. Уставом ОДСКФ предусматривались следующие задачи: изучение массового зрителя и политико-воспитательная работа с помощью кино; использование фильмов в школах; содействие превращению кинотеатров в подлинные очаги культуры. В 1934 году ОДСКФ было распущено.

Но вернемся в дореволюционный Воронеж. Перед первой мировой войной в нашем городе, как и по всей России, наблюдалась гигантомания в строительстве "синематографов". Именно тогда для демонстрации немых фильмов сооружаются три здания, сохранившиеся до наших дней. Первым - "Электротеатр Тауматограф" (нынешнее правое крыло областной филармонии -помещение кассы и фойе). В1915 году его владельцы Типцевы с левой стороны сделал и огромную пристройку, ставшую новым зрительным залом. Фасад "электротеатра", названного "Кино", украсился фигурами двух крылатых сирен. Потом - вплоть до первых послевоенных лет - это был кинотеатр "Комсомолец". Затем здание передали театру музкомедии; сейчас здесь находится филармония.

А напротив в 1913 году открылся самый большой в то время электротеатр "Ампир", позже переименованный в "Спартак". Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено. В послевоенное время картины демонстрировались в бывшем длинном фойе "Спартака", прозванном "кишкой", а летом - под открытым небом в сохранившейся "коробке" зрительного зала. В1955 году открылся реконструированный "Спартак", со зрительным залом, сохранившимся от "Ампира". Сейчас кинотеатр вновь стал частным и перестраивается в мультикомплекс (многозальный).

В 1914 году началось возведение третьего синематографа-гиганта - будущего "Пролетария". Первоначальное название - "Увечный воин": дом строился (предположительно видным воронежским архитектором Н.За- мятниным) в первую мировую войну, город был переполнен ранеными. Старинная часть "Пролетария" сохранила первозданный внешний вид; поднимите голову вверх - и на фасаде кинотеатра увидите фигуры шести из девяти известных в мифологии муз. Зодчий выступил провидцем: залетевшая к нам с берегов Сены техническая новинка "Синема", долгое время остававшаяся просто "аттракционом", постепенно становилась искусством и была принята в дружную семью муз. Первый воронежский киноклуб, организованный в "Пролетарии" 25 марта 1965 года, так и назывался: "Друзья десятой музы".

В 1969 году к старинному корпусу "Пролетария" сделали ультрасовременную пристройку. Кинотеатр стал пятизальным. Здесь устраивались премьеры новых фильмов с приглашением творческих коллективов. Если бы увековечивали память всех побывавших здесь знаменитостей - от довоенной кинозвезды Л.Орловой до лидера кинематографа "оттепели" Г.Чухрая, - то весь фасад "Пролетария" был бы увешан не рекламой, а мемориальными досками.

Стоит вспомнить и культпоходы, когда в кино шли не только всей семьей, но и школой, институтом, цехом, заводом! Сохранились снимки кинозрителей, шагающих с плакатами "Мы идем смотреть "Чапаева". Город в ту пору получил две фильмокопии этого звукового "боевика". В конце 1934 года "Чапаев" одновременно демонстрировался в "Спартаке" и "Пролетарии". Желающих увидеть его было не счесть, установили очередность продажи билетов: в первую очередь - красноармейцам и рабочим крупнейших заводов. В первый же день фильм посмотрело свыше 10 тысяч воронежцев. ВГУ оформил коллективную заявку для 850 преподавателей и студентов, СХИ - для 500 человек. "Коммуна" 3 декабря 1934 года писала: "Еще никогда не было, чтобы в кино шли, как на демонстрацию, с лозунгами, со знаменами, оркестрами. Просмотр "Чапаева" превратился в настоящий праздник советского киноискусства и всех трудящихся страны". Подобных праздников экран дарил нам немало. Помните красочное представление "Товарищ Кино" на стадионе "Труд"? Под аплодисменты переполненных трибун на футбольное поле тогда выехала машина с С.Бондарчуком, И.Скобцевой и группой пацанят - намек на фильм той звездной пары "Сережа". Дальше - парад других "звезд". А сколько интересных встреч и просмотров было во время проходивших в Воронеже смотров-конкурсов неигрового кино! На IX Всесоюзном фестивале учебного кино в Воронеже было показано свыше сотни лент для школ и вузов. В нашем городе впервые в России состоялся народный кинофестиваль "Воронеж-2000". В конкурсной программе демонстрировался новый фильм нашего земляка, Заслуженного деятеля искусств РФ В.Панина "Опять надо жить" по мотивам произведений Андрея Платонова. Во время фестиваля прошел ретроспективный показ фильмов, снятых на воронежской земле: "Золотой эшелон", где одну из главных ролей исполнил Василий Шукшин, "Судьба человека" Сергея Бондарчука, "Особо важноезадание" Евгения Матвеева, "На заре туманной юности" и "Певучая Россия" Василия Панина. В 2001 году Василий Панин снял в Острогожске новый фильм "Ночь на кордоне" по одноименной повести острогожского писателя Якова Кравченко.

Кинематографу воронежцы благодарны еще и за то, что он навсегда запечатлел облик многих любимых актеров Воронежского драмтеатра. Это прежде всего народный артист СССР Сергей Папов, снявшийся в главной роли фильма С.Юткевича "Пржевальский" и в картине одного из постановщиков "Чапаева" С.Васильева "Герои Шипки". Активно был востребован кинематографом Владимир Седов, долго работавший в Кольцовском театре (фильмы"Им покоряется небо", "Директор", "Степь", "Тайна черных дроздов" и еще тридцать картин). Совсем юной студенткой Харьковского театрального института Римма Мануковская сыграла главную роль в фильме В.Ивченко "Судьба Марины". Позже мы видели ее всего в двух картинах: "Ищу человека" (реж.М.Богин), "Белый Бим Черное ухо" (реж. С.Ростоцкий по повести Г.Троепольского). До обидного мало.

Удачно сложились взаимоотношения с кино у Леонида Броневого, на счету у которого около трех десятков кинокартин. Звездный час актера - роль Мюллера в телесериале Т.Лиозновой "Семнадцать мгновений весны". За эту роль он удостоен Госпремии РСФСР. Поздно, в 59 лет был востребован кинематографом один из талантливейших воронежских актеров А.Чернов. Режиссер С.Ростоцкий пригласил его на роль Максима Максимовича в экранизации "Героя нашего времени" и в свои следующие фильмы - "Белый Бим Черное ухо", "А зори здесь тихие...". Актер успел сняться еще более чем в десятке картин.

Каких-нибудь двадцать лет назад в Воронежской области не было ни одного города и села без государственной или профсоюзной киноустановки. В Воронеже работало четырнадцать кинотеатров, в них могли смотреть фильмы 7250 зрителей, ежегодно продавалось свыше 2 миллионов билетов, из них 200 тысяч на детские сеансы. Киноустановки были в каждом Дворце культуры и рабочем клубе, на летних площадках, в парках. Филиалы кинотеатров имелись во многих вузах и НИИ. Увы, теперь это в прошлом. Отлично налаженная киносеть в одночасье рухнула...

Одно из печальных последствий перехода уцелевших кинотеатров в частные руки - пренебрежение отечественной кинопродукцией. Предпочтение отдается заокеанским боевикам. Из 75 новых отечественных фильмов, выпущенных в 2005 году, в Воронеже можно было увидеть не более десятка.

Кино очень молодо, ему всего 110 лет. За этот короткий срок оно успело стать нашим любимым искусством. Теперь оно не одиноко, у него есть родственники: телевидение и другие электронные новинки - видео, DVD, Интернет. Экран по-прежнему завоевывает мир!