Человек в интерьере Времени


Это было необычное занятие киновидеоклуба Дома актера. Просмотру фильма обычно предшествует рассказ о жизни и творчестве режиссера. На этот же раз автор был у нас в гостях. Думаю, что нет нужды представлять нашу землячку кинорежиссера Галину Евтушенко. Для меня она осталась просто Галей, ибо 22 года назад была моей студенткой- первокурсницей на филологическом факультете ВГУ, а потом активисткой киноклуба.
Нам повезло: ее мама Роза Сергеевна так любит родной Воронеж, что наотрез отказывается переезжать к дочери и внучке в столицу. Галина часто ее навещает и каждый раз заглядывает в киноклуб, дарит кипу кинематографических журналов и - самое главное - свои новые ленты. На этот раз она привезла только что законченную документальную короткометражку "Приятного Апатита" и художественный фильм "Чердачная история".
В кинодокументалистике, на мой взгляд, самое трудное - открыть новую злободневную проблему. Совсем не обязательно ее подробно разрабатывать, главное - нащупать "болевую" точку. Автору фильма, который мы увидели, это удалось. Она показала групповой портрет выпускников школы "в интерьере" их города Апатиты Мурманской области. Им по семнадцать или чуть меньше. Это, так сказать, "сборная команда" будущей России. Каждый, глядя прямо в камеру, рассказывает о себе, о школе, о занятиях спортом, о планах на ближайшее будущее, об отношении к окружающим.
Денис: "Здесь я родился, учусь с первого класса. Учителя очень хорошие, класс просто обалденный. Увлекаюсь горными лыжами, горы рядом".
Владимир: "Город не нравится, ничего интересного нет. Единственный кинотеатр, да и тот закрыли. Я его отстроил бы заново, открыл бы студию звукозаписи, а все рынки взорвал бы. И истреблял бы инородцев, у них все куплено. От них надо избавляться, как вот скинхеды в Питере, только не так жестоко. Армяне, азербайджанцы, на самом деле они мешают".
Эти страшные слова произносятся в тот момент, когда в кадре мы видим соклассника Владимира из Азербайджана. Приехал с отцом, стал тренироваться. Сейчас трехкратный чемпион России по рукопашному бою среди юношей.
Леша: "Готовлюсь поступать в Петрозаводский университет. Тут жить плохо. Холодно. По сравнению со средней полосой, где бываю каждый год, но наш город не очень мне нравится. Отец работает на руднике водителем, условия плохие. Начальство покупает белорусскую технику, и не в том объеме, что надо. (В это время в кадре - вереница гигантских красавцев-самосвалов на дне карьера). Я вообще хотел бы провести в стране национализацию, как было в Советском Союзе. Раньше люди ехали на Север в основном за "длинным" рублем. Сейчас зарплата становится все меньше. Север потихоньку умирает. Жениться не хочу, лучше так жить. Главное сейчас – деньги".
Кто-то из ребят эти слова оспаривает, кто-то соглашается.
Заместитель директора по воспитательной работе говорит, что она не вправе уговаривать детей не уезжать: "Каждый человек в своей жизни должен попробовать жить так, как ему хочется. Когда ребята приобретут опыт (может, и отрицательный), вот тогда они поймут, что им надо вернуться. У молодежи другие стремления, она метит высоко. Молодые не способны учиться на чужом опыте..."
В фильме нет дикторского текста, не будем и мы комментировать признания учеников и их наставницы, хотя некоторые монологи привели меня просто в отчаяние. Они не прибавляют оптимизма, когда думаешь о будущем страны.
После окончания фильма начались споры. Все согласились, что новая работа Галины Евтушенко талантлива и правдива, а вот мнения по поводу тинейджеров, которых нам показали, разошлись. Экономист Л.Попова попыталась всех примирить:
- Подростки в фильме симпатичны внешне, но их интеллектуальный уровень невысок. Даже самый яркий из них, тот, что увлекается музыкой, говорит ерунду. К примеру, будто многие беды в их городе от "понаехавших" азербайджанцев; он явно повторяет чьи-то слова. Чувствуется, что у ребят нет еще собственной позиции. Да и сама жизнь дает им повод так рассуждать. Ведь в какой стране мы сейчас живем? Идущей из ниоткуда в никуда.
Основная тема творчества Г.Евтушенко - человек и время. С особой наглядностью это ощутимо в "Чердачной истории", ее дебюте в игровом кино. Время символизируют документальные кадры, запечатлевшие трагические события октября 1993 года, которые закончились расстрелом Верховного Совета. Острейший политический конфликт, борьба за власть, многочисленные жертвы. Неуверенность, страх...
На этом фоне происходит случайная встреча Сергея и Лизы. О дальнейшем нетрудно догадаться: молодые люди бросаются в объятия друг друга. "Чердачная история" - дипломная работа выпускника Высших курсов сценаристов О.Фанштейна. И хотя на Всероссийском конкурсе "Надежда" сценарий удостоен премии за лучшую работу в жанре "детектив-триллер", мне он показался искусственным и подражательным. Киллеры (то есть наемные убийцы), заполонившие отечественные экраны, симпатий не вызывают. Режиссер попыталась преодолеть схематичность драматургии, пригласив на главные роли молодых звезд нашего кино Екатерину Редникову и Ярослава Бойко.
А почему главной декорацией в картине стал чердак? Там скрывается Сергей, там его и находит Лиза. Сергею поручено убить из снайперской винтовки известного политического деятеля (А.Пороховщиков), растерявшегося во время октябрьских событий. В нем не уверены "верхи" и решают убрать.
Над фильмом вместе с Галиной Михайловной работали знаменитости: операторы М. Коропцов и Л.Казаков, художник Б.Бланк, композитор В.Дашкевич. На конкурсе "Дизайн-2004" фильм был удостоен приза "Виктория" Союза дизайнеров России за лучшее художественное решение. Картина участвовала в Московском международном кинофестивале, в смотрах российского кино в Выборге и Вологде. Минувшей весной состоялась премьера "Чердачной истории" в столичном кинотеатре "Кодак-Киномир", и она кинокомпанией "КАРО-фильм" выпущена на экраны России.
- Я хочу, чтобы мой фильм воспринимали через призму собственного опыта, - говорит режиссер. - Он очень неоднозначный, но при этом каждый из нас имеет отношение к событиям 1993 года, а значит, может воспринимать сюжет личностно. Мне не нужно единства в оценке, я хочу, чтобы и зрители, и критики просто задумались над картиной.
Увы, воронежцы этой возможности лишены: кинотеатры "Пролетарий" и "Спартак" показывать работу землячки отказались. Почему? У меня нет ответа на этот вопрос. А ведь как эффектно можно было бы организовать рекламу: режиссер начинала свою кинематографическую карьеру именно в "Спартаке", когда работала там методистом. Случай уникальный, другого не припомню в истории кино.
Ну, а у Галины Евтушенко новые творческие планы. Она приступает к работе над фильмом, название которого, думаю, многое скажет - "Отражение в зеркале, или Юрий Олеша и Михаил Зощенко: двойной портрет".

Газета «Коммуна».30.09.2005