Аньес Варда: объяснение в любви 


В кино женщин-режиссеров очень мало. Еще большая редкость - семья, в которой муж и жена посвятили себя этой профессии. Подобные «звездные» пары были у нас: Ю. Солнцева и А. Довженко, Л. Шепитько и Э. Климов. Во Франции - А. Варда и Ж. Дем.

Аньес Варда (имя при рождении Арле́т Варда́) родилась 30 мая 1928 года в Брюсселе. Училась в Сорбонне, в Высшей школе декоративных искусств, в киноколледже Вожирар. Получив диплом фотографа-художника, снимала репортажи в Китае, Испании, Португалии. Заработанные деньги потратила на постановку своего первого фильма «Пуэнт Курт», в котором Ф. Нуаре согласился сниматься без гонорара. Увлеклась документальным кино. На съемке короткометражки «На побережье» познакомилась с начинающим кинорежиссером Жаком Деми. Всю ночь они проговорили о любимом деле, а через несколько дней поняли, что не могут жить не только без кино, но и друг без друга. «Киношная» семья родилась в Шербуре, вдали от родных и друзей: Аньес стеснялась, что юный супруг на три года ее младше. Оба были счастливы. Лучший фильм о любви у Аньес так и назывался – «Счастье», у Жака – «Шербурские зонтики».

Говорят, «муж и жена – одна сатана». Но у Аньес и Жака были противоположные творческие методы. Аньес недаром работала фоторепортером, ее привлекала в первую очередь фотографическая природа кинематографа. Ее программная работа «Клео от 5 до 7» построена на стыке документального и игрового кино. В ней показаны два часа из жизни певицы, взвинченной ожиданием результатов анализа и врачебного приговора: вдруг рак? Экранное время и действительное совпадают. Клео живет по минутам: от 5 до 5.05 – у гадалки, 5.05 – 5.10 – в кафе, затем в такси, дома, на репетиции и т.д.

Для мужа Аньес, напротив, кино – искусство от слова «искусственный», т.е. свободный полет фантазии, игра необычных форм. Он мечтал сравнять фильм с оперой или балетом. В знаменитых «Шербурских зонтиках» («Золотая пальмовая ветвь» МКФ в Канне) ему это удалось. Такого еще не было в кино: все без исключения персонажи не разговаривают, а поют. В «Девушках из Рошфора», которые также побывали на наших экранах, все персонажи не только поют, но и танцуют.

Осенью 1997 года в кинотеатре «Юность» проходил фестиваль нового французского кино. Шли там и фильмы А. Варда «Без крова, вне закона» (Гран-при МКФ в Венеции), «Сто и одна ночь Симона Синема», а в фойе висел вот этот рекламный плакат к картине «Жако из Нанта»
(1991 г.). Увы, ленты мы не дождались, ее не смогли привезти в Воронеж, так как в Париже началась забастовка железнодорожников. Потом канал НТВ однажды днем показал этот необычный фильм, который жена-режиссер посвятила памяти мужа-коллеги.


«Жако из Нанта» – объяснение в любви. Варда разыскала ранние любительские ленты мужа, подобрала долговязого паренька, похожего на Деми – подростка и сняла кинопоэму о жизни ради кино. Экранная биография Жако начинается с того, что родители дарят ему кинокамеру, он изготовляет куклы, забирается на чердак и снимает (в одиночку!) мультипликационный фильм.

Последний фильм Аньес Варда «101 ночь» – тоже объяснение в любви, на этот раз – к кино: картина приурочена к 100-летию кинематографа. Сюжет прост: состарившегося режиссера (М. Пикколи) посещают «звезды» (реальные – А. Делон, X. Шигулла и др.), которые когда-то у него снимались, вспоминают прославленных мастеров кино и кадры из их картин. Эта работа – настоящий праздник для тех, кому интересна история кино.